Дворкович заявил о прогрессе в переговорах по спасению «Мечела»
Сейчас вопрос спасения «Мечела» рассматривается на площадке Дворковича, говорит источник близкий к переговорам. Вице-премьер Дворкович и помощник президента Алексей Белоусов отрабатывают вариант вывода компании из кризиса, пытаясь «сохранить «Мечел» как компанию», говорит источник. По его словам, вариант, который разрабатывался у вице-премьера Игоря Шувалова, предусматривает рыночную санацию компании.
Но все чиновники едины в одном — любые решения не должны сказаться на социальных обязательствах компании, рабочие пострадать не должны, подчеркивает источник. По его словам, если возникнет кризисная ситуация, власти включат уже опробованные в 2008 году механизмы, которые позволят при любом развитии минимизировать потери в этой сфере. Деньги на это в бюджете есть, говорит он.
Компания уже несколько месяцев ведет переговоры с кредиторами. В начале августа возобновились переговоры о выкупе у «Мечела» железнодорожной ветки к Эльгинскому угольному месторождению, говорил РБК источник, знакомый с ходом консультаций. Выкуп железной дороги входит в план урегулирования задолженности с «Мечелом», согласно одному из трех сценариев спасения компании она может продать железную дорогу РЖД и ее долг уменьшится на $2 млрд, сказал РБК первый зампред Сбербанка Максим Полетаев.
«Банки это обсуждают, смотрят на финансовую модель. Мы готовы, если нужно, вносить все изменения в нормативные акты, чтобы даже если железная дорога не будет в собственности у РЖД, чтобы мы могли применять тарифы прейскуранта 10.01 [используемого монополией]», — сказал Дворкович.
«Мечел» ведет активные переговоры с банками-кредиторами о реструктуризации долга, в числе прочих вариантов рассматривается и выкуп железнодорожной ветки Улак-Эльга, подтвердил представитель компании, отметив, что о деталях «говорить пока рано».
Госбанки — кредиторы «Мечела» способны выдержать процедуру банкротства компании, однако эффект для них будет различным, Наиболее чувствителен к одномоментному списанию долга компании Газпромбанк, наименее — Сбербанк написали аналитики ИК «Атон» в начале августа.
Риски ВЭБа, Газпромбанка, Сбербанка и ВТБ, связанные с «Мечелом», вряд ли окажут какое-либо влияние на их рейтинги дефолта эмитента и рейтинги долговых обязательств, так как последние учитывают поддержку со стороны государства, написало в отчете рейтинговое агентство Fitch.
К 1 июня 2014 г. валовые кредиты ВТБ и Газпромбанка превышали их запас по регулятивному капиталу, поэтому риски для собственной кредитоспособности у этих двух банков являются наиболее существенными, пишет агентство. Сбербанк может относительно легко абсорбировать какие-либо потери по своим кредитам Мечелу, поэтому его рейтингу устойчивости эта ситуация не угрожает, а ВЭБу как банку развития не присвоен рейтинг устойчивости.
Представитель ВЭБа отказался от комментариев, пресс-служба ВТБ не комментирует вопрос переговоров с «Мечелом».
Другой вариант спасения предполагает реструктуризацию части долга в акции и постепенный выход из нее менеджмента, пока он обсуждается с собственником компании, говорит Полетаев. Самый жесткий сценарий — принудительное взыскание и выход на банкротство — не означает остановку работы компании, сказал он.
Представители «Мечела» и ВЭБа обещали предоставить комментарий позднее, пресс-служба ВТБ не комментирует вопрос переговоров с «Мечелом».
Нужно ждать решения правительства, сказал в субботу журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
На прошлой неделе владелец и глава совета директоров компании Игорь Зюзин отверг предложенную банками-кредиторами схему реструктуризации долга, предполагающую размывание его доли до 5%, сообщали «Ведомости».
Ранее чиновники заговорили о необходимости, по крайней мере, временной смены собственника, поскольку упорство владельца грозит компании банкротством. Ее подразумевают оба варианта спасения компании, разработанных правительством, заявил в конце июля советник президента Андрей Белоусов.
«Один вариант связан с участием ВЭБа, второй вариант связан с вхождением банков-кредиторов непосредственно в equity без участия ВЭБа, конвертация долга в акции», — пояснил он. «Сейчас мы все ждем, договорятся [кредиторы и руководство компании] или нет. Банкротство будет, если они не договорятся. Всегда человеческий фактор остается», — подчеркнул советник президента.
Первый вариант, при котором кредиторы компании — Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ — должны купить облигации ВЭБа на 180 млрд руб. и заложить их в ЦБ, вызвал негативную реакцию руководства ВЭБа. Этот путь реструктуризации долга металлургической компании обсуждался с июня, но уже в начале июля глава банка Владимир Дмитриев заявил о его неприемлемости для ВЭБа. Этот сценарий был бы позитивным для Сбербанка, Газпромбанка и ВТБ, но негативным для финансового профиля ВЭБа, написало в четверг агентство Fitch.
«Мечел» — одна из самых закредитованных российских компаний. Ее общий долг на апрель 2014г. составил $8,6 млрд. Крупнейшими кредиторами компании являются российские банки — Газпромбанк ($2,3 млрд), Сбербанк ($1,3 млрд) и ВТБ ($1,8 млрд). «Мечел» договорился со своими кредиторами о ковенантных каникулах до конца 2014г. К этому сроку он пообещал снизить отношение чистого долга к EBITDA до 10. По итогам 2013г., согласно отчетности US GAAP, оно было равно 11,8.
Елизавета Добкина, Наталья Старостина, Анатолий Темкин