Нобелевская премия по экономике порождает больше вопросов, чем ответов
Выбор лауреатов этого года как нельзя лучше отражает противоречивое состояние современной экономической науки, оказавшейся на перепутье после глобального финансового кризиса 2008-2009гг. Экономистов, удостоившихся сегодня Нобелевской премии, в действительности объединяет немногое. Более того, двое из них - Ю.Фама и Р.Шиллер - в некотором смысле могут считаться антиподами. Третий лауреат Л.П.Хансен вообще стоит особняком: его вклад в проблему изучения цен на активы заключался в разработке статистических методов для проверки тех или иных гипотез о ценообразовании, а не в создании самих гипотез.
В самом общем смысле всех троих лауреатов можно считать отцами современной теории финансов с той оговоркой, что эта теория крайне многолика и противоречива и по сути не образует единой завершенной парадигмы.
Как поясняет Шведская академия наук, три экономиста независимо друг от друга разработали новаторские методы изучения рыночных цен на активы (например, акции или облигации). Эти методы прочно вошли как в классические академические учебники, так и в обиход профессиональных инвесторов. Разумеется, не существует никакой теории, которая позволяла бы с точностью предсказывать цены на бирже и таким образом являлась бы для инвесторов Святым Граалем. Однако, как отмечает Нобелевский комитет, Ю.Фама, Л.П.Хансен и Р.Шиллер установили ряд важных закономерностей, способствующих пониманию того, как и почему изменяются цены.
Профессор Чикагского университета Ю.Фама считается основателем "гипотезы эффективного рынка", постулирующей, что цены на активы учитывают всю имеющуюся информацию (проще говоря, "рынок знает все"). В частности, в 1969г. он в соавторстве с Лоуренсом Фишером, Майклом Дженсеном и Ричардом Роллом показал, что котировки акций незамедлительно реагируют на появление новой информации на рынке, однако это не позволяет сколько-нибудь точно прогнозировать движение цен в более долгосрочной перспективе. Надо сказать, что "гипотеза эффективных рынков" (или, по крайней мере, ее радикальная версия) оказалась под огнем критики после мирового финансового кризиса 2008-2009гг., и многие эксперты поспешили списать ее в утиль - отчасти справедливо. Интересно, что одним из критиков этой гипотезы является как раз Р.Шиллер, который разделит Нобелевскую премию с Ю.Фама.
Исследования профессора Йельского университета Р.Шиллера были следующим после работ Ю.Фама важным шагом в изучении проблемы объяснения и прогнозирования цен на активы. В работах 1980-х гг., посвященных волатильности цен на акции, экономист обнаружил, что если в краткосрочной перспективе биржевые котировки крайне изменчивы, то при расширении горизонта прогнозирования хотя бы до нескольких лет движение рынка в целом становится гораздо более предсказуемым.
Между тем выявленная Р.Шиллером закономерность сама по себе потребовала объяснения. В 1970-х гг. была разработана теоретическая модель образования цен на капитальные активы CCAPM (Consumption Capital Asset Pricing Model), которая получила широкое распространение, однако многие годы "сопротивлялась" проверке. В 1982г. лауреат Л.П.Хансен предложил статистический метод под названием "Обобщенный метод моментов" (GMM) и, применив его к историческим данным о ценах на акции, доказал несостоятельность модели ценообразования CCAPM.
Провал модели CCAPM применительно к объяснению долгосрочных изменений цен мотивировал экономистов на поиски новых теорий, лучше согласующихся с данными. Часть исследователей пошла по пути так называемой поведенческой экономики, отказавшись от классической презумпции "рациональных экономических агентов". Поведенческие теории отвергают подход к человеку в экономике как к "машине", принимающей исключительно рациональные решения, и вводят в рассмотрение широкий спектр социальных, когнитивных и эмоциональных факторов. "Пузыри" на финансовых рынках, разрыв которых и привел к глобальной рецессии в 2008г., как раз могут быть объяснены массовыми "иррациональными" решениями и "заблуждениями" игроков.
Действительно, как показывает новейшая экономическая история, рынок далеко не всегда является эффективным, инвесторы могут ошибаться в своих решениях и ожиданиях, и такие ошибки, массово накладываясь друг на друга, могут приводить к очень серьезным последствиям. Еще в 2000г. Р.Шиллер, которого все последние годы записывали в главные фавориты на получение Нобелевской премии, издал книгу "Иррациональное изобилие" (Irrational Exuberance), где указал на признаки серьезного "перегрева" фондового рынка США. Практически одновременно с выходом книги на американском рынке лопнул "пузырь доткомов", однако эта неприятность не стала уроком ни для инвесторов, ни для регуляторов.
В 2005г. Р.Шиллер переиздал "Иррациональное изобилие", пополнив книгу соображениями на тему назревавшего "пузыря" цен на американском рынке недвижимости. Благодаря этой книге, Р.Шиллер впоследствии снискал славу одного из экономистов, которые достоверно предсказали обвал ипотечного рынка США и глобальный финансовый кризис 2008-2009гг. Впрочем, лауреат Ю.Фама считает, что прогноз Р.Шиллера сбылся во многом случайно, так как "последовательный пессимизм в отношении цен позволяет задним числом провозгласить себя предсказателем каждого такого кризиса". Споры между экономистами, оказавшимися в одной компании нобелевских лауреатов 2013г., красноречиво говорят о неоднозначных достижениях современной экономической мысли.
Иван Ткачев, РБК