В.Путин поддержал пенсионные инициативы, но вводить их пока рано
При этом россияне, принявшие решение о вложении средств в пенсионные фонды, должны сохранить эту возможность и в дальнейшем, отметил В.Путин. "Считаю, будет правильным не лишать их этой возможности, а сохранить ее и после 1 января 2014г.", - отметил он. "Кто хочет остаться в этой системе добровольно, могут остаться. Мы должны предоставить гражданам право выбора. Да и для рынка это будет неплохим сигналом", - отметил российский президент.
Кроме того, В.Путин поручил до конца года разработать нормативную базу для использования пенсионных средств в инфраструктурных облигациях. "Нужна нормативная база, нужны законы, подзаконные акты, которые бы позволяли нам выпускать соответствующие инфраструктурные облигации для использования этих средств в надежных долгосрочных и прибыльных инфраструктурных проектах", - отметил В.Путин. Он напомнил, что правительство РФ уже достаточно давно говорит об этом и ни у кого нет сомнений в том, что это будет "наиболее эффективное и надежное их применение".
Законопроект вызвал бурные дискуссии и в правительстве РФ, и в Государственной думе, и в экспертном сообществе, напомнил президент. В 2002г. в России была введена накопительная система, которая, по его мнению, не только заработала, но и имеет перспективу развития. "Вместе с тем в условиях сегодняшних достаточно сложных процессов в мировой экономике, да и в нашей, возникли соображения, насколько она эффективна и насколько она будет гарантировать стабильность всей системы и всех категорий граждан вне зависимости от доходов. Поэтому возникла идея принять дополнительные решения по развитию этой накопительной части", - указал президент.
В.Путин сообщил, что принятие закона, развивающего накопительную систему, напрямую связано с принятием пенсионной формулы. "Она, к сожалению, не готова - так же, как и некоторые другие нормативные акты", - констатировал президент. В то же время бюджет и социальные фонды уже сверстаны, отметил он, и пока неясно, стоит ли их менять буквально на ходу".
Тем временем в начале октября замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов комментировал основные положения итоговой версии Стратегии развития пенсионной системы до 2030г. "Все принципиальные позиции остались. Осталась позиция в отношении накопительной составляющей и ее перераспределения (обязательные отчисления на накопительную часть пенсии предлагается снизить с нынешних 6% до 2%, перераспределив 4% на страховую часть трудовой пенсии. - Примеч. РБК). Мы немного изменили подход в отношении обязательного соплатежа работника, который выберет накопительную систему. Этот соплатеж будет стимулироваться, но не будет обязательным условием для выбора накопительной составляющей", - заявил чиновник.
В прошлом варианте документа предполагалось ввести дополнительный платеж для тех, кто решит формировать пенсионные накопления (2% заработка). Выполнение предлагаемых Минтруда мер позволит сбалансировать дефицит бюджета пенсионной системы на уровне не более 0,9% ВВП к 2030г. и в дальнейшем постепенно его снизить, рассчитывают в ведомстве.
Стоит отметить, что Российские негосударственные пенсионные фонды (НПФ) остались недовольны инициативой относительно накопительной составляющей пенсии. Они считают введение в пенсионную систему обязательного накопительного компонента главным позитивным результатом прошедшей пенсионной реформы. При этом, учитывая неблагоприятный демографический прогноз, в России целесообразно развивать свою систему, действующую на основе сочетания распределительного и накопительного способов формирования средств для выплаты пенсий. В случае внесения в Госдуму поправок о снижении накопительной части пенсии, решить проблему дефицита ПФР так и так не удастся, полагают в НПФ.
Говоря об основных положениях пенсионной реформы, отметим, что Минтруд предлагает сделать ее трехуровневой. Первый уровень - распределительная солидарная часть, которая будет гарантировать работнику пенсию на уровне 40% от заработка. Правило"40-20-40-20" означает, что если работник платит в пенсионную систему 40 лет 20% от своего заработка, то получает пенсию в 40% от зарплаты в течение 20 лет.
Второй уровень системы - корпоративный. Эту часть пенсий формируют работодатели за счет дополнительных взносов, вероятно, при участии самого сотрудника. По задумке, все льготные пенсии должны стать корпоративными. Третий уровень выступает видоизмененным накопительным компонентом, однако он будет добровольным. Ожидается, что второй и третий уровни прибавят к пенсии еще 15-20%.
Между тем данная концепция подверглась резкой критике со стороны участников Российской трехсторонней комиссии (РТК), в которую входят представители правительства, работодателей и профсоюзов. Профсоюзы обратили внимание на то, что первый уровень в его нынешнем виде негативно скажется на правах женщин, которые, воспитывая детей, теряют несколько лет трудового стажа. Нет единства и по вопросу о том, должен ли накопительный компонент носить обязательный или добровольный характер. На Западе отчисления в накопительный фонд осуществляются в императивном порядке.
После 2015г. граждане получат возможность самостоятельно выбирать между двумя "накопительными" процентами: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или "подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы с уменьшением (вычетом) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в размере 2% в накопительную составляющую".
Кроме того, в правительстве замахнулись на так называемые досрочные пенсии - эта система, по мнению чиновников, не соответствует современным условиям рыночной экономики и социально несправедлива. Сегодня около 30% российских пенсионеров - "досрочники", которые получают выплаты в связи с особыми и специальными условиями труда. Выплата пенсий этим категориям граждан осуществляется из общих средств ПФР, а не страховых взносов работодателей. Таким образом, содержанием "досрочников" занимаются те, кто работает сейчас.
Как сообщалось ранее, реформа может ударить и по самозанятому населению. Стратегия подразумевает повышение платежа в ПФР для самозанятого населения с 26% от годового МРОТ до 26% от 2-, 2,5- и 3-годовых МРОТ в 2013, 2014 и 2015гг.