Стабфонд: Минфин хочет надежности, а правительство доходности
Действующий вариант постановления предусматривал работу Минфина с Банком России на основании агентского договора, при котором собственником ценных бумаг становился Минфин. Сейчас, говорит он, в дополнение к этой схеме предложен другой вариант: средства Стабфонда зачисляются на валютные счета Федерального казначейства, а ЦБ РФ выплачивает на них такой доход, какой был бы получен, если бы эти средства были инвестированы в ценные бумаги.
Минфин, как видим, не отошел от концепции вложения средств Стабфонда в надежные западные бумаги, но нашел хитроумный, надо признать, способ, как обезопасить их от судебных исков за рубежом и при этом быстро пополнять бюджет. Собственником бумаг при данной схеме выступает ЦБ РФ, а не Минфин, но именно он будет получать доход. Претензии обиженных иностранных бизнесменов были одной из причин бездействия Минфина – от арестов судов, самолетов и шедевров на миллиард долларов из Пушкинского музея по иску сакраментальной фирмы Noga, до весьма неприятных исков американских миноритарных акционеров ЮКОСа.
В настоящее время Минфин не осуществляет управление средствами Стабфонда, поскольку при разработке действующего варианта постановления правительства, которое регламентирует это управление, не были учтены все риски, связанные с этим процессом, считает П.Казакевич. В частности, речь идет о безопасности размещения средств Стабфонда на международных финансовых рынках. В данный момент сложилась такая ситуация, что деньги фонда в полном объеме находятся на рублевых счетах казначейства в ЦБ РФ. Средствам Стабфонда в рублях соответствует определенная часть активов, которая размещается Банком России в золотовалютных резервах, говорит эксперт. Таким образом, ЦБ РФ получает доход на эти средства и 50% прибыли перечисляет в федеральный бюджет.
За небольшой срок существования – с 1 января 2004г. – Стабфонд растет, словно сказочный царевич Гвидон: "на радость нам не по дням, а по часам". К 1 марта 2006г. его объем составил 1 трлн 562,7 млрд руб., только за январь и февраль прибавка составила 325,7 млрд руб. А к 2008г., по прогнозу вице-премьера РФ Александра Жукова, Стабфонд может достичь 3 трлн руб., то есть 100 млрд долл. В том, чтобы деньги Стабфонда быстрее заработали, заинтересованы не только Минфин и правительство, но и Кремль. Из сугубо экономического инструмента, придуманного для снижения рисков, связанных с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, и стерилизации излишней денежной массы в обращении, прежде всего пресловутых сверхдоходов от невиданных нефтяных цен, Стабфонд ныне превратился в инструмент политических интриг. Минфин ругают, что он "зажимает" деньги вместо того, чтобы "улучшать жизнь народа", что средства не инвестируются в отечественную экономику и что из-за бездействия инфляция существенного подъедает запасы. Оппонентам не дает спокойно спать зарубежный опыт - прежде всего, норвежский Фонд будущих поколений, тоже аккумулирующий деньги от экспорта нефти. Целый ряд экспертов и политиков призывают использовать Стабфонд как источник инвестиций в развитие национальной инфраструктуры и технологическую модернизацию российской промышленности. А из-за высказывания заместителя главы аппарата правительства РФ Михаила Копейкина о том, что из-за отсутствия механизма инвестирования средств Стабфонда его потери за три года могут составить 600 млрд руб., почти разругались министр финансов Алексей Кудрин и глава кабинета Михаил Фрадков.
Радости Минфину, понятное дело, все происходящее вокруг Стабфонда не прибавляет. Но он твердо придерживается своей позиции и, похоже, нашел способ безопасного размещения денег Стабфонда в иностранных бумагах. Такая позиция находит поддержку в кабинете, скажем, у главы Минэкономразвития Германа Грефа и даже у отечественных производственников. Стабфонд – это, по сути, единственная плотина, которая сдерживает поток инфляции, сказал в эфире телеканала РБК заместитель гендиректора ОАО «Русский алюминий» Александр Лившиц. Он считает необходимым зафиксировать нынешнюю цену отсечения по мировым ценам на нефть лет на пять, независимо оттого, что происходит на рынке, и держать ее стабильной. То есть накапливать Стабфонд, размещать его средства только за границей, иначе действительно инфляция может выйти из-под контроля, говорит А.Лившиц. А руководитель Федерального казначейства Минфина Татьяна Нестеренко назвала провокацией сетования тех, кто считает самой главной бедой в России то, что до сих пор не потрачен Стабфонд. "Нужно понимать, - говорит она, - что те деньги, которые мы получаем от внешнеэкономической конъюнктуры, это деньги от производства не у нас, а за рубежом".
Минфин против вливания денег Стабфонда в экономику, покупки ценных бумаг российских компаний и вообще - любого их инвестирования внутри России. Стабфонд был создан именно для минимизации рисков нашей страны, связанных с возможными неблагоприятными изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, говорит П.Казакевич. Поэтому его средства не предназначены для размещения в пределах страны, и нужно помнить природу этих денег - это стратегический резерв государства. По словам эксперта, надо понимать, что «важна не их покупательная способность на внутреннем рынке, как нас пытаются убедить, а покупательная способность как международного платежного средства». Почему-то никому не приходит в голову посчитать потери от инфляции золотовалютных резервов, говорит он. Впрочем, эту позицию Минфина, несмотря на политический нажим, правительство поддерживает, понимая, что уступки приведут к чрезмерному укреплению рубля, гиперинфляции и т.д.
Доработанные предложения Минфина по управлению Стабфондом, которые должны поступить в правительство в конце марта, будут кабинетом, скорее всего, одобрены. Правда, остаются вопросы тактики, например, привлекать ли к управлению средствами Стабфонда частный бизнес - независимые компании, которые работают эффективнее, чем чиновники. Гость телеканала РБК ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев считает, что такой вариант вполне возможен, но при тщательной проработке деталей. "Сумма очень большая, - говорит он, - потому нанимать независимую управляющую компанию нужно очень аккуратно, и выстраивать для нее систему стимулов, чтобы она приносила не только доход, но и защищала средства от рисков, тоже нужно очень аккуратно". У Минфина позиция по этому вопросу пока неопределенная. Мы изучаем такие возможности, но это вопрос будущего, считает П.Казакевич. Хотя он не исключает, что часть средств фонда может быть передана управляющим компаниям, среди которых могут быть как иностранные, так и российские.
Что же касается норвежского фонда, то он копится именно на будущее, сейчас же тратятся только дивиденды. Причем, никакие "ноги" не охотятся за его деньгами. Но, как отметили эксперты, из-за неблагоприятной конъюнктуры на фондовых и финансовых рынках, просчетов в управлении активами и у норвежцев наблюдались существенные провалы в доходности. Поэтому у Минфина есть основания для того, чтобы долго примерять, прежде чем один раз отрезать.