Центральные банки: такие разные и такие одинаковые
Недовольные находятся всегда, однако давать профессиональную оценку действиям ЦБ - прерогатива правительства Российской Федерации. И надо отметить, что в последнее время оно все чаще критикует Банк России, особенно в части монетарной политики. В связи с этим возникает вопрос: насколько же тесно Центральный банк должен взаимодействовать с государством и должен ли от него зависеть в своей деятельности?
Мировой опыт
Центральные банки разных стран так или иначе зависят от государства. Есть центробанки, 100% капитала которых принадлежит государству, как, например, в Великобритании, Германии, Франции, России, Дании и Нидерландах. Есть акционерные. К примеру, в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков - членов ФРС, в Италии 100% капитала ЦБ принадлежит банкам и страховым компаниям. А вот в Японии 55% Центробанка находится в собственности государства и 45% - частных лиц, в Швейцарии - 57% - в собственности кантонов и 43% - частных лиц.
В подавляющем большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии. Доля собственности государства в капитале того или иного ЦБ является важным фактором и определяет его место в экономике страны.
Итак, наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, несмотря на то, что в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в Германии – государству. А вот, например, Центральный банк Италии, хоть и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии и России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).
Еще одним фактором, определяющим независимость ЦБ от государства, является процедура назначения руководства банка. В некоторых странах руководящие органы избираются из предложенных правительством кандидатур или назначаются правительством. К ним относятся Великобритания, Германия, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Австрия и Дания.
В Италии же президент Центробанка назначается советом управляющих банка, куда не входят политики страны, получает одобрение Совета министров, а затем утверждается президентом. А вот в Нидерландах решение о назначении принимает Совет министров из кандидатур, предложенных самим Центробанком.
Следующим важным моментом, отражающим независимость ЦБ, является то, насколько полно и четко в законодательстве определены цели и задачи банка. От этого зависят свобода деятельности банка и его полномочия. В Австрии, Дании, Франции, Германии, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции или подробно изложены в законах о Центральном банке и банковской деятельности.
К примеру, в Германии цели и сферы деятельности Центрального банка определены Конституцией. В ней формулируется основная задача Немецкого федерального банка: обеспечение стабильности национальной валюты (конечно, до введения евро). Кроме того, законом о Немецком федеральном банке 1957г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.
В США, Швеции и Италии законодательно задачи Центрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи основаны на национальных традициях в этой области.
Важнейшим фактором независимости ЦБ является законодательно установленное право госорганов на их вмешательство в денежно-кредитную политику (ДКП). Наиболее зависимы в этом плане Центробанки Франции и Италии. Правительство этих стран на законодательном уровне определяет направления ДКП, а Центральный банк является лишь консультантом и обязан выполнять решения правительства.
В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законом предусмотрена возможность государства вмешиваться в политику Центрального банка. В Австрии и Дании не предусмотрено вмешательство государства в ДКП, но Центральный банк должен координировать свою политику с экономической политикой правительства.
И, наконец, ЦБ Германии и Швейцарии являются наиболее независимыми от государства. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в ДКП Центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США, Немецкий федеральный банк не отчитывается перед парламентом.
Миссия регулятора
Независимо от того, принадлежит капитал ЦБ правительству или нет, между ними должно быть налажено четкое взаимодействие в проведении экономической политики. Правительство должно быть заинтересовано в надежности банка, так как он играет огромную роль в реализации экономической политики.
В целом любой ЦБ выполняет схожий набор функций с зарубежными коллегами: осуществление эмиссии банкнот, проведение денежно-кредитной политики, валютной политики, рефинансирование кредитных организаций, регулирование их деятельности (осуществление банковского надзора), выполнение функций агента правительства и многое другое. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны.
Продолжение следует, следите за нашими публикациями.
Андрей Корзин, РБК