Как компания из России разрушает монополию "тройки" рейтинговых агентств
Создание независимого от Запада кредитно-рейтингового агентства – это уже не "мечта", а "крайняя необходимость", уверен первый вице-премьер Игорь Шувалов. "То, что сейчас происходит с рейтинговыми агентствами, это практически мировая монополия, а любая монополия - это плохо", - заявил он в интервью Forbes .
Мировой рынок рейтинговых услуг монополизирован "большой тройкой" международных рейтинговых агентств – Fitch, Moody's и S&P, базирующихся в США. На них приходится более 90% рынка. Авторитет агентств пошатнулся во время глобального финансового кризиса: в 2000-х гг. Fitch, Moody's и S&P раздавали первоклассные рейтинги американским ипотечным облигациям, которые на поверку оказались "мусорными". Но кризис отступил, а "большая тройка" по-прежнему оказывает существенное влияние на рынки и инвесторов.
В марте 2014г. Fitch и S&P ухудшили прогноз по суверенному рейтингу России со "стабильного" на "негативный", а Moody's поместило рейтинг на пересмотр с возможным понижением. Кроме того, из-за американских экономических санкций Moody's и S&P отозвали рейтинги банка "Россия" и ряда других российских компаний, подконтрольных бизнесменам из санкционного списка.
Действия "большой тройки" вызывали недовольство и в Европе: во время бюджетно-долгового кризиса в еврозоне агентства постоянно снижали рейтинги европейских стран, а политики в этих странах обвиняли "большую тройку" в необъективности. В декабре 2013г. Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) выпустило доклад, в котором указало на "недостатки в процедурах суверенных рейтингов, которые представляют риски для качества, независимости и объективности рейтингов и рейтингового процесса".
А в 2011г. S&P впервые в истории лишило высшего кредитного рейтинга правительство США. Fitch и Moody’s пока поддерживают американский рейтинг на максимальной отметке AAA.
Российско-китайский конкурент
Попытки создания "независимого" агентства, о котором 14 апреля заявил говорит Шувалов, на самом деле уже предпринимались. В июне 2013г. китайское рейтинговое агентство Dagong Global Credit, американское Egan-Jones Ratings и российская компания "Рус-Рейтинг" учредили совместный рейтинговый проект Universal Credit Rating Group (UCRG). Создаваемое рейтинговое агентство позиционировалось как будущий конкурент "большой тройки", который принципиально исключит из рейтингового процесса конфликты интересов и будет подходить к оценке финансового положения и кредитоспособности эмитентов с позиций "научной" объективности.
Основатели UCRG практически не известны на глобальной арене. Китайская Dagong эпизодически привлекала внимание, понижая кредитный рейтинг США. Egan-Jones находится под запретом Комиссии по ценным бумагам и биржам США рейтинговать государственные ценные бумаги - на 18 месяцев с января 2013г. Компания допустила ряд нарушений при регистрации в качестве "национально признанной рейтингово-статистической организации" (NRSRO). "Рус-Рейтинг", основанное аналитиком CFA Ричардом Хейнсвортом, известно как старейшее российское рейтинговое агентство, но его доля на отечественном рынке не превышает 3-4%.
Штаб-квартира UCRG расположена в Гонконге, трое учредителей получили равные доли в предприятии. В октябре 2013г. UCRG привлекла на работу старшего директора Fitch Стэна Хо. Он заявлял, что в 2014г. агентство планирует набрать команду из примерно 10 специалистов.
Кроме того, председателем международного консультативного совета (наблюдательного совета) UCRG стал бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. Генеральным директором UCRG является Хейнсворт. В конце прошлого года он продал "Рус-Рейтинг" Александру Зайцеву, выходцу из Sberbank CIB, писала газета "Коммерсантъ".
На сайте UCRG пока нет раздела новостей, зато в общих чертах изложена философия компании: в частности, ее рейтинги "будут свободны от культурных и идеологических предубеждений". UCRG будет стимулировать реформу глобальной экономики через внедрение "новых, инновационных рейтинговых протоколов, которые снабдят инвесторов самыми независимыми, прозрачными и бесконфликтными мнениями на рынке". Когда агентство планирует начать оказывать рейтинговые услуги, на сайте не сообщается. Но председатель совета директоров UCRG Гуан Юань-Жонг из Dagong в прошлом году признавался, что на построение новой "глобальной системы рейтинговых услуг" уйдет семь лет (то есть речь идет о 2020г.).
Что с проектом?
Проект UCRG жив, его создатели "брали небольшой таймаут на развитие", сообщил РБК генеральный директор "Рус-Рейтинг" Александр Зайцев. Он рассчитывает, что к совместному предприятию "Рус-Рейтинга", Dagong и Egan-Jones присоединятся другие участники - "локальные рейтинговые агентства со всего мира". "Мы не хотим, чтобы UCRG принадлежала и контролировалась группой лиц, представляющих одну конкретную страну", - пояснил он.
Через полтора-два месяца участники UCRG планируют встретиться в Пекине, чтобы обсудить вопрос о распределении долей в проекте. К предприятию могут присоединиться представители Африки, Латинской Америки и Азии, говорит Зайцев.
Слова Шувалова о том, что необходимо создавать независимое рейтинговое агентство, гендиректор "Рус-Рейтинга" воспринимает как сигнал о том, что на рынке, возможно, появится новый игрок, который будет непосредственно контролироваться российским правительством. Но проект UCRG тоже подходит на эту роль, убежден Зайцев. По его мнению, UCRG сможет создать конкуренцию "большой тройке". "Авторитет глобального рейтингового агентства сформируется за достаточно короткий промежуток времени. Это вопрос грамотного построения маркетинговой составляющей", - считает он. "Я думаю, что страны примут этого игрока и скажут, что теперь они ориентируются на UCRG, потому что оно будет оценивать суверенные рейтинги и рейтинги эмитентов непредвзято, не опираясь на мнение правительства отдельно взятой страны", - надеется Зайцев.
В UCRG на момент сдачи материала на запрос РБК не ответили.
Иван Ткачев (при участии Андрея Корзина)