Д.Медведев: Россия войдет в топ-20 стран, где проще всего открыть бизнес
"Мы стремимся повысить привлекательность российской юрисдикции для предпринимательской деятельности, сделать правила игры для бизнеса понятными и прозрачными", - отметил Д.Медведев.
"В рамках так называемой дорожной карты по оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подготовлен проект федерального закона. В соответствии с ним сокращаются сроки регистрации юридических лиц в государственных внебюджетных фондах с 5 до 3 рабочих дней. Результат этой "дорожной карты" должен сказаться на улучшении позиций России в международных рейтингах, которыми мы не вполне довольны", - заявил глава правительства.
В то же время Д.Медведев отметил, что в ситуации, когда многие люди живут в одной стране, имеют бизнес в другой, а недвижимость - в третьей, становится необходимым принятие таких норм, которые исключали бы недобросовестную конкуренцию юрисдикций.
"Не секрет, что именно условия ведения бизнеса становятся определяющими для выбора гражданства. Тому есть примеры. Аналогичное происходит с транснациональными корпорациями, которые уже не чувствуют себя связанными юридическими узами со страной, где начиналась их история. Однако экономическая рецессия показала, что такие предположения преждевременны. Мы видим, что необходимость поддержки национального бизнеса приводит к попытке ренационализации правовых систем, а в некоторых случаях и к снижению темпов интеграции", - сказал глава правительства.
По его словам, такие нормы должны охватывать не только разрешение конфликтов юрисдикций и судов, но и взаимное признание и приведение в исполнение решений иностранных судов, а также правовые гарантии при изъятии собственности, лишении личной свободы при уголовном преследовании.
Сегодня же Д.Медведев призвал разработать меры одинаковой защиты прав как внутренних, так и внешних инвесторов.
"Мы, безусловно, заинтересованы в иностранных инвестициях в российскую экономику и многое делаем для их привлечения. Однако я убежден, что права внешних и внутренних инвесторов должны быть одинаково защищены. Очевидно, здесь нужны новые правовые механизмы для стран - получателей инвестиций. Их разработка - наша общая задача на ближайшую перспективу", - сказал он.
Д.Медведев также отметил, что кабинетом министров уже подготовлены поправки в Гражданский кодекс, которые предусматривают значительную либерализацию действующего законодательства о непубличных акционерных обществах. В частности, речь идет о перераспределении корпоративного контроля по соглашению участников, совершенствовании механизмов ответственности лиц, контролирующих компании, в том числе так называемых теневых директоров.
Согласно опубликованному в апреле 2013г. отчету "Глобальный мониторинг предпринимательства", Россия является одним из аутсайдеров по уровню предпринимательской активности населения. По количеству людей, создающих новые компании и руководящих ими, она занимает 67-е место из 69 включенных в рейтинг стран. В бизнес готовы пойти лишь 2% россиян - это самый низкий показатель в стране с 2006г. Для сравнения: в странах БРИКС показатель готовности открыть свое дело составляет 21%, в странах Восточной Европы - 24%.
Напомним также, что в ноябре 2012г. Д.Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым перед Министерством экономического развития РФ была поставлена задача к 2018г. поднять РФ в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка (Doing Business) на 20-е место. В последней версии этого рейтинга Россия поднялась на восемь ступеней - со 120-го места до 112-го. Ее соседями по рейтингу являются соответственно со 107-й по 111-ю позицию Пакистан, Непал, Египет, Коста-Рика и Палау, а со 113-й по 117-ю строчку - Сальвадор, Гайана, Ливан, Доминиканская Республика и Кирибати.
В январе 2013г. в ежегодно составляемом экспертами фонда "Наследие" (Heritage Foundation) и Wall Street Journal рейтинге экономической свободы (Index of Economic Freedom) Россия поднялась с 144-го на 139-е место. По мнению экспертов фонда, за последний год в РФ улучшилась ситуация в налоговой сфере и администрировании правительственных расходов, уменьшилась коррупционная нагрузка на бизнес, однако частному бизнесу стало заметно труднее конкурировать с укрепившими свое положение госкомпаниями.