Японский ответ WhatsApp может быть оценен в $10 млрд на IPO
За размещением бумаг в Токио, вероятно, последует выход Line на публичный рынок в США. Месяц назад источники Bloomberg сообщали, что IPO может быть проведено в ноябре нынешнего года как в Японии, так и в США. Где именно будет размещаться Line в Америке - на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) или на Nasdaq, пока не ясно.
Line контролируется южнокорейской компанией Naver Corp., ей же принадлежит крупнейший в Южной Корее поисковый оператор Naver, которому Google проигрывает конкуренцию на местном рынке. Первые сообщения о том, что компания рассматривает перспективу проведения IPO, появились в ноябре прошлого года в японской деловой газете Nikkei. Тогда сообщалось, что компания может быть оценена более чем в $10 млрд. Аналитики прогнозировали, что "японский ответ" Facebook/WhatsApp даже сможет посоревноваться в стоимости с Twitter. Сам Twitter в ходе IPO в ноябре 2013г. был оценен в $18 млрд.
Line активизировала подготовку к размещению своих акций на бирже после того, как японская корпорация Rakuten приобрела мессенджер Viber за $900 млн, а Facebook купил WhatsApp за рекордные $19 млрд в начале этого года. По данным Bloomberg, все IPO, проведенные в Японии с начала года, привлекли $6,7 млрд ($7,9 млрд за аналогичный период 2013г.).
От Фукусимы до emoji
Line является абсолютным лидером на японском рынке мобильных социальных сервисов. Мессенджер был создан в период коммуникационного вакуума после землетрясения и цунами 2011г. Сразу после катастрофы в Японии обнаружилось несовершенство сотовой связи: люди не могли дозвониться до своих близких из-за перегруженных сетей. Интернет же тогда работал исправно. Первоначально с помощью Line можно было только обмениваться сообщениями и совершать бесплатные звонки.
Впоследствии сервис разросся до сложной платформы социального контента. Как отмечает портал TechCrunch, Line - это "матрешка" для других приложений. Line предлагает своим пользователям целое семейство "эппов", через которые можно читать новости, получать купоны на скидки, фотографировать, играть в игры, совершать покупки и следить за новостными лентами популярных людей и своих друзей. Три недели назад общее число скачиваний приложений, доступных в Line, превысило 1 млрд.
При этом ключевой функцией Line остается мессенджер: сейчас пользователи могут обменивать любыми сообщениями, в том числе отправлять друг другу видео- и аудиописьма. Особую любовь пользователей Line снискали оригинальные стикеры с изображениями различных животных, являющиеся аналогами популярных emoji. Сейчас в сервисе представлены около 10 тыс. разновидностей подобных картинок, которыми можно выразить свои эмоции. Мессенджер остается бесплатным, однако за дополнительные опции в приложениях (например, за новые стикеры с обаятельными медведями или любимыми футболистами) придется платить.
Портал для смартфона
"Мы видим Line как портал для смартфона", - говорил этой весной Такеши Идезава, управляющий директор Line Corp. В конце прошлой недели он заявил, что число пользователей сервиса превысило 480 млн человек. При этом 85% подписчиков находятся за пределами Японии. Сервис успешно эксплуатирует стабильно высокий спрос на смартфоны в странах Азии, завоевав большую аудиторию на Тайване, в Таиланде и Индонезии. Впрочем, Идезава отмечал, что для Line приоритетными являются такие страны, как США.
Line будет непросто подвинуть своих конкурентов на уже "оккупированных" рынках. В Южной Корее, где базируется материнская компания Line, среди мессенджеров лидирует KakaoTalk, а в Китае - на крупнейшем мобильном рынке - WeChat. Однако Line уже доказал, что умеет отвоевывать рынки - на примере Испании. Выйдя на испанский рынок, в 2013г. Line подписал контракт с двумя крупнейшими футбольными клубами страны, получив право использовать изображения футболистов на стикерах, что подкупило испанцев. По данным мессенджера, число его зарегистрированных испанских пользователей составляет 16 млн человек. Общее же число пользователей смартфонов в Испании в 2013г. составило 24 млн, по данным comScore.
Line не раскрывает свою прибыль, однако выручка за I квартал 2014г. выросла более чем в три раза в годовом исчислении - до 14,6 млрд иен ($144 млн). По итогам всего 2013г. выручка Line составила $505,8 млн. Для сравнения: аналитики оценивают продажи WhatsApp за 2013г. на уровне $20 млн, и этом притом что купленный Facebook сервис имеет гораздо больше пользователей. По данным статистического портала Statista, количество пользователей WhatsApp в апреле нынешнего года превысило 500 млн человек.
Алена Сухаревская