Москве и Петербургу компенсируют потерю крупных налогоплательщиков
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин поручил комитету Госдумы по бюджету и налогам найти возможность увеличить сумму поддержки регионам (по субсидиям и бюджетным кредитам). "Средства пойдут на компенсацию потерь регионам от КГН и на помощь тем регионам, которые наибольшим образом пострадали от экономического спада", — сообщил РБК глава профильного комитета Андрей Макаров. Предложения должны быть сформулированы и вынесены на рассмотрение трехсторонней комиссии — правительства, Госдумы и Совета Федерации. Суммы будут закреплены в поправках в закон о бюджете, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы, они должны быть представлены ко второму чтению, уточнил депутат.
Законопроект с поправками в бюджет 2014г. был одобрен в первом чтении 11 июня. В соответствии с ним регионам выделяется 25 млрд руб. на сбалансированность и еще 100 млрд руб. на замещение коммерческих кредитов бюджетными (плюсом к ранее зарезервированным 80 млрд руб.). Этой помощи недостаточно: регионы в этом году должны погасить 530 млрд руб. по облигациям и банковским кредитам, подсчитывали ранее РБК в Standard & Poor’s. Коммерческих кредитов на 1 апреля регионы взяли 702,1 млрд руб., указывали в Счетной палате.
Точных данных по потерям регионов от КГН нет, а суммы потерь называются разные, говорила 9 июня глава СП Татьяна Голикова. Министр финансов Антон Силуанов оценивал потери 20 регионов от действия консолидированных налогоплательщиков в 2013г. в 63 млрд руб. Чуть более половины этой суммы пришлось на Москву. Также в числе пострадавших оказались Красноярский край, Санкт-Петербург, Белгородская и Тюменская области.
В России насчитывается 16 групп консолидированных налогоплательщиков, в их числе Газпром, ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и "Транснефть". Сумма исчисленного им налога на прибыль в 2013г. составила 443,4 млрд руб. По причине действия консолидированных групп налогоплательщиков не поступило налога на прибыль менее 1% от общей суммы поступлений по этому налогу (от всех налогоплательщиков) за 2013г., сообщил РБК представитель ФНС.
Сейчас ФНС проводит расчеты влияния тех или иных факторов на поступление налога на прибыль в регионах, чтобы выделить отдельно данные по потерям от консолидированных налогоплательщиков. Основные факторы, помимо КГН, — это замедление темпов роста экономики, введение нормы по амортизационным отчислениям и региональные льготы по налогу на прибыль, перечисляла Голикова.
Действие КГН не принесло в полной мере желаемого результата и тем регионам, в которых на это рассчитывали, говорит заместитель директора направления региональных финансов S&P Карен Вартапетов. В 2013г. рост поступления по налогу на прибыль в результате деятельности КГН составил 47,4 млрд руб. по 63 регионам, сообщал в апреле Силуанов (в сравнении с убытком в 63 млрд руб. по 20 регионам). "Налог ушел из Москвы, но не пришел, как ожидалось, в нефтегазовые и металлургические регионы из-за замедления темпов роста экономики и действия нормы по амортизационным отчислениям, — говорит Вартапетов. — В 2013г. в ЯНАО, к примеру, поступления от налога на прибыль упали примерно на 40%. Ожидалось, что по этому налогу будет плюс за счет создания КГН Газпромом. Позитивного эффекта не добились и в ХМАО, и в Тюменской области".
Предложение Минфина
Министерство финансов предлагало относить убытки внутри консолидированных групп налогоплательщиков на уменьшение прибыли. Об этом, в частности, говорил Антон Силуанов 24 апреля на заседании "Открытого правительства", где обсуждались основные направления налоговой политики. "Мы предлагаем убытки, которые возникают в составе КГН, относить на уменьшение прибыли группы постепенно, в течение трех лет, чтобы это в меньшей степени касалось субъекта России. Это позволит регионам более четко планировать и исполнять свои бюджеты", - говорил он.
От этой идеи решено отказаться, сказал РБК заместитель министра финансов Сергей Шаталов. "В рамках КГН можно за счет трансфертного ценообразования, которое не контролируется, сделать так, что убыточных не будет, а результат будет такой же", — считает замминистра.
Ограничение на размер используемого убытка внутри консолидированной группы, которое предлагал Минфин, означало бы обложение виртуальной прибыли и прямое кредитование бюджета за счет бизнеса, поясняет РБК предложение Минфина партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. "Это стало бы стимулом для манипуляций прибылью внутри группы", — сказал он.
Шаталов отметил, что Минфин готов "в определенной степени" компенсировать потери регионам, пострадавшим от действия консолидированных групп налогоплательщиков. "Но в целом (мы будем) мониторить то, как работают эти группы, — уточнил он. — Не думаю, что будут приняты решения по изменению налогового законодательства, но будут приняты решения бюджетного характера".
Яна Милюкова