Весь мир обуют в валенки
Аутентичный – значит "подлинный", "настоящий", "действительный", в последнее время это слово все чаще и чаще употребляется в значении "национальный", "родовой".
Практически любое государство и все регионы нашей страны могут похвастаться одним или даже целым рядом аутентичных продуктов, которые зародились или производятся только там. Чего только стоят швейцарские часы, мальтийское кружево, итальянское стекло, китайский фарфор или… оренбургский платок? Не стоит удивляться, даже к нашим исконным русским платкам применимо понятие аутентичности, как к уникальному продукту со своей историей, технологией производства и рядом характерных особенностей. Но главный вопрос: могут ли они добиться не только всеобщего признания и любви, но еще и стать выгодными бизнес-проектами?
Миллионы долларов за уродливые сапоги
Пару лет назад в городскую моду прочно вошли австралийские валенки из овчины – ugg (в русском звучании – угги; по мнению некоторых, это название расшифровывается как ugly boots – "уродливые сапоги"). Предполагается, что первоначально эти теплые сапоги создавались как идеальная обувь для пастухов Австралии – мягкая, комфортная, удобная, – лучшее из возможных решений для фермеров. С течением времени в угги стал обуваться весь мир, причем как женщины, так и мужчины. И если в России их популярность можно объяснить с рациональной точки зрения – суровый климат, холодные зимы, то за океаном любовь к овечьим сапожкам, которая не ослабевает ни зимой, ни летом, – явление, не поддающееся логике. Разве что дань модным тенденциям. Кстати, мировая популярность угг зародилась на американском континенте в 80-х гг. 20 века, тогда же появилась компания, успех которой длится до сих пор.
Компания Deckers Outdoor Corporation владеет несколькими товарными знаками и обувными брендами, среди которых UGG Australia. Экономические выгоды от продаж австралийских валенок вполне очевидны, в 90-е гг. эта обувь вошла в разряд must-have калифорнийцев, благодаря распространению на побережье стиля casual, а в последнее десятилетие мода на угги перебралась и через океан.
Сейчас компания реализует практически все виды обуви – начиная с ugg и грубых ботинок, заканчивая босоножками и тапочками, а также многочисленные аксессуары. Успех австралийских валенок подтверждают и биржевые показатели самой компании: после финансового кризиса стоимость акций на американской фондовой бирже Nasdaq составляла около 13 долл. в начале 2009г. В минувшем году акции Deckers Outdoor Corporation поднялись до своего исторического максимума в 115 долл. Кроме того, компания вошла в десятку самых прибыльных корпораций среди производителей одежды и обуви по версии китайских экономистов.
Наш ответ кенгуроводам
России тоже есть чем похвастаться помимо нефти, которую можно считать нашим основным экспортным продуктом. Как ни странно, углеводороды – не единственное, что производится в нашей стране и считается незазорным продавать за рубеж. Есть и другие аутентичные продукты, хотя не настолько значимые в масштабах отечественного ВВП. Например, национальная обувь, обретающая последнее время новую жизнь, а именно - валенки.
В настоящий момент в России функционирует впечатляющее число предприятий и мелких кустарных производств по производству национальной русской обуви. В этой связи стоит задуматься, а где вообще валенки используются и закупаются в промышленных масштабах? Во-первых, это, конечно же, армия. Валенки являются единственной обувью, которую носят российские солдаты в условиях низких температур. Преимущества национальных валяных сапог очевидны: термостойкость, легкость, а главное – низкая стоимость. Закупочная цена валенок, по которой они поставляются для нужд российской армии, - от 600 руб. до 1,1 тыс. руб., в зависимости от модели (например, наличие подошвы и материал, из которой она сделана). Между тем буквально в мае этого года министр обороны РФ Анатолий Сердюков распорядился отказаться от закупок валенок для армии. Свое решение министр аргументировал тем, что на складах скопилось большое количество этой обуви. В чем будут ходить солдаты, когда закупленные ранее валенки закончатся, пока неизвестно, ведь альтернативной зимней обуви в нашей армии нет.
Во-вторых, до сих пор валенки широко используются в сельской местности. Не стоит забывать, что в нашей стране доля сельского населения составляет около 27%. А в условиях низкого уровня благосостояния и таких же низких температур в некоторых регионах России валенки становятся единственным вариантом обуви. К тому же, сложно найти семью, у которой дача есть, а валенок на ней нет.
Третий момент - это как раз та самая пресловутая тяга ко всему модному и трендовому. Несколько лет назад российский дизайнер Денис Симачев прославился на весь мир благодаря национальным русским узорам и принтам, которые он использовал в своих коллекциях одежды и обуви. Позже хохлома и гжель появились на чехлах для телефонов и даже на комбинезонах для собак. Использовал Д.Симачев и ностальгию по СССР и даже старым советским мультикам, герои которых появились на футболках дизайнера. Майки с попугаем Кешей и нынешним президентом разлетались, как горячие пирожки, несмотря на совсем не советские цены. Сам Д.Симачев объяснил успех своего бренда тоской по старым временам и нереализованной тягой людей к патриотизму.
Видимо, с этим же посылом на прилавках столичных магазинов в последние годы появились русские валенки. Конечно, не в том виде, каком мы их привыкли видеть, а вполне себе симпатичные зимние валяные сапожки, которые по своим эстетическим характеристикам ничем не уступают уже полюбившимся уггам. Сейчас можно найти валенки разных цветов, украшенные стразами, с различными принтами и даже на каблуке. Стоимость таких валяных сапожек в среднем варьируется от 3 тыс. руб. и выше при себестоимости в районе 500 руб. К сожалению, нам не удастся привести точные цифры доходности таких предприятий, так как ни на одной фондовой бирже не размещены акции компаний по производству валенок. Но раз они до сих пор функционируют, а в некоторых случаях их число еще и множится, своего потребителя они наверняка каждый год находят.
Хрупкое производство
На азиатском континенте число аутентичных продуктов может превзойти все мировые показатели, и абсолютным рекордсменом здесь является, пожалуй, Китай, благодаря своей богатой культуре, уходящей корнями на тысячелетия назад.
Одним из основных таких продуктов, который обогатил весь мир, по праву может считаться китайский фарфор. Даже сейчас, когда фарфоровая посуда изготавливается практически во всех уголках планеты, предпочтение отдается продукции из региона, где это ремесло зародилось более 3 тыс. лет назад. Фарфоровые изделия каждой отдельно взятой исторической эпохи и династии китайских императоров имеют свои характерные особенности. В XVII веке европейцы называли китайский фарфор "белым золотом" - он стал одним из наиболее значимых товаров, которые поставлялись на запад по Великому шелковому пути, до этого времени технология изготовления фарфора была известна только китайцам.
По данным Китайской ассоциации керамики, в 2008г. в стране функционировало около 1700 предприятий по производству фарфора, при этом объем производства в денежном выражении составлял 17,4 млрд долл. Доля Китая в производстве фарфора от общемировой достигает 70%. Стоит отметить, что товарооборот Китая по фарфору в 2008г. составил 1,85 млрд долл. Более половины экспортеров сосредоточены в китайской провинции Гуаньдун (статистические данные приводятся компанией Optim Consult - Гуанчжоу, Китай).
Чтобы оперировать более понятными для читателей данными, можно упомянуть, что стоимость фарфоровых изделий в рознице, скажем, на фабрике неподалеку от Шэнчьжэня варьируется от нескольких сотен юаней за сувенирную тарелку до сотен тысяч юаней за сервизы и статуэтки (1 юань равен приблизительно 5 руб.). Конечно же, это сувенирный фарфор, который вы вряд ли отважитесь поставить к себе на стол. Например, сувенирная тарелка здесь стоит 980 юаней (4,89 тыс. руб.), чайный сервиз, который некогда подарили президенту РФ Владимиру Путину при посещении этой фабрики, – скромные 4 тыс. юаней (20 тыс. руб.). При этом повседневный китайский чайный сервиз в Москве обойдется поклонникам фарфора примерно в такую же сумму.
Гениальное – просто!
Анализируя ситуацию в мировом масштабе, можно придти к выводу, что спрос на аутентичную продукцию существует немалый. При условии грамотного маркетинга, подобные товары вполне уверенно находят своих покупателей и становятся интересными для потребителей по всему миру. А значит, аутентичную продукцию можно считать неплохим бизнес-проектом.
К примеру, процесс изготовления валенок не настолько трудоемок, по сути, этим вполне реально заниматься в рамках небольших домашних производств, для его организации даже не потребуются серьезные материальные затраты. Однако для того, чтобы заставить покупателей сметать эту обувь с прилавков магазинов, необходима красивая легенда, удачный маркетинговый ход, возможно, призыв к патриотизму и национальной культуре. А дальше – кто знает, может быть, успешному маркетологу удастся во всех смыслах обуть целый мир..?
Александра Старостина, РБК