Экономический кризис 1998г.: 15 лет спустя
В том же заявлении россиян и иностранных инвесторов извещали о введении с 17 августа 1998г. плавающего курса рубля, приостановке торгов на рынке ГКО - ОФЗ (государственные казначейские облигации/облигации федерального займа), вводе временных ограничений для резидентов РФ на "осуществление валютных операций капитального характера" и ужесточении контроля за оттоком валютных средств за рубеж.
Хронология кризиса
Трудности финансового характера не покидали страну на протяжении всего времени после развала Союза в 1991г. Для "затыкания" постоянно появляющихся в бюджете дыр правительство страны вынуждено было прибегать к зарубежным займам. Правда, гарантировать обслуживание долга российские власти не могли. Результатом столь недальновидной финансово-бюджетной политики стал огромный госдолг. По данным Банка России, к 1998г. резервы Центробанка составляли 24 млрд долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке - свыше 36 млрд долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд долларов в год. Дефицит бюджета по итогам 1997г. составил 7,4% от ВВП, а по итогам I полугодия 1998г. - 6,2% от ВВП.
В конце 1997г. - начале 1998г. ситуация начала стремительно ухудшаться. В развивающихся государствах разразился так называемый азиатский финансовый кризис. Иностранные инвесторы приступили к выводу денег с рынков ценных бумаг развивающихся стран, резко возросла оценка рисков инвестиций в РФ. Одним из последствий кризиса стало резкое снижение цен на сырьевые товары. Особенно чувствительным для российской экономики оказалось падение стоимости нефти: за год баррель черного золота подешевел примерно в полтора раза - с 15,7 доллара в 1997г. до 9,6 доллара к концу декабря 1998г.
В середине лета российская экономика вступила в острую фазу кризиса. 5 августа 1998г. правительство приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение стало свидетельством невозможности финансирования бюджета из внутренних источников. 6 августа российские валютные обязательства достигли минимальных значений на мировом рынке.
11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.
13 августа рейтинговые агентства Moody's и S&P понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда Банка России Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.
14 августа президент Борис Ельцин заявил: "Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо. И я тут не просто фантазирую, это все просчитано". Однако уже через три дня глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", что фактически означало дефолт и девальвацию рубля.
На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась. Одновременно Банк России объявил о переходе к плавающему курсу рубля в пределах валютного коридора от 6 до 9,5 руб. за долл. Это заявление повлекло за собой падение курса рубля сразу в полтора раза.
Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: 21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. 23 августа Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.
Однако депутаты Госдумы его кандидатуру не пропустили, в итоге под давлением парламентского большинства было сформировано правительство Евгения Примакова. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушел в отставку Сергей Дубинин, его пост занял Виктор Геращенко.
Кто виноват?
За прошедшие 15 лет только ленивый не высказывался о причинах кризиса. В сложившейся тогда ситуации винили и президента Бориса Ельцина, и правительство Сергея Кириенко, и руководителей ЦБ и Минфина, и МВФ, отказавшийся предоставить России стабилизационный кредит, и даже М.Горбачева, позволившего развалиться Союзу.
Для расследования причин кризиса была создана специальная комиссия, которая установила, что "непосредственной причиной принятия решений от 17 августа стало отсутствие у правительства Российской Федерации средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО - ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов".
Причиной же возникновения долгового кризиса, по мнению комиссии, стало "завышение доходности ГКО - ОФЗ практически с первых же месяцев их размещения, что привело к осуществлению пирамидального принципа обслуживания накапливаемого государственного долга, согласно которому для погашения обязательств по уже размещенным ГКО - ОФЗ производилась эмиссия новых займов". Это "неизбежно должно было привести к саморазрушению строящейся таким образом системы государственных заимствований и банкротству государства".
Виновными в развитии в стране столь масштабного кризиса комиссия признала С.Кириенко, С.Дубинина, М.Задорнова, С.Алексашенко, А.Чубайса и Е.Гайдара. Все они превысили полномочия при принятии решений и должны были понести персональную ответственность за последствия событий 17 августа.
Спустя полтора десятилетия после дефолта большинство экономистов и политиков сходятся во мнении, что причиной кризиса стали не конкретные действия главы правительства или руководства ЦБ, а неверная политика российских властей, которую они проводили на протяжении всего времени после распада СССР.
"Можно ли было предотвратить падение цен на нефть? Нет, нельзя. Можно ли было предотвратить дефицит бюджета? Наверное, можно, но для этого правительство должно было вести себя по-другому. Теоретически, если бы до 1996г. проводилась какая-то другая политика, может быть, дефолта можно было избежать. Но 10 августа сделать что-то, чтобы избежать дефолта 17 августа, было нельзя", - уверен Сергей Алексашенко, занимавший в 1998г. пост первого зампреда Банка России.
Вторит ему и Олег Вьюгин, являвшийся в то время заместителем министра финансов, а сейчас занимающий пост председателя совета директоров МДМ Банка. "Как всегда задним умом все крепки. По идее нужно было где-то за год до дефолта отпустить курс, отменить коридор как минимум и перейти к более гибкому курсообразованию - не плавающему, конечно, но более гибкому, отказаться от четких обещаний, на которых были основаны все курсы", - перечисляет он меры, которые могли бы предотвратить дефолт.
Не на руку России сыграл и назревавший в то время политический кризис. Госдума, находившаяся практически целиком под контролем коммунистов, зачастую просто не пропускала законы, которые могли мы преломить ситуацию.
"Сергей Кириенко был утвержден премьер-министром только через месяц после назначения, до этого Госдума дважды отвергала его кандидатуру и только на третий раз проголосовала "за" под угрозой роспуска. Правда, депутаты отыгрались тем, что не утвердили ни одного предложения правительства по изменениям в бюджете. Фактически ни налоговое предложение, ни предложение по изменению объемов расходов не прошли. Очень много сил у правительства стало уходить на то, чтобы преодолеть эти вещи, сформировать программу. А программа была направлена на то, чтобы не девальвировать рубль и не допустить дефолта по ГКО", - вспоминает С.Дубинин, занимавший в 1998г. пост руководителя Банка России.
Далеко идущие последствия
Конечно, большинство россиян в качестве кризисных воспоминаний вынесли только очереди в банки и обменники, стремительный рост цен на все товары (особенно импортные), а также шок от потери всех своих сбережений. Первыми итогами событий 17 августа стала девальвация рубля, значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции. На вопрос "Опасаетесь ли Вы потерять нажитое Вами или Вашей семьей из-за каких-то неблагоприятных изменений или потрясений в обществе?", заданный россиянам в ходе проведенного в апреле 1999г. опроса, респонденты поставили на первое место ответ "Не опасаюсь, так как терять нечего".
Источник: Quote.rbc.ru
Однако спустя полтора десятилетия нельзя не признать, что без кризиса не могло быть и речи о дальнейшем развитии экономики страны. Более того, многие экономисты считают, что именно дефолт помог стране преодолеть политический кризис. "После кризиса Задорнов (Михаил Задорнов, министр финансов при правительстве С.Кириенко и Е.Примакова. - Примеч. РБК) предложил реальный бюджет. Примаков, обращаясь к своим единомышленникам в Государственной думе, попросил его настойчиво принять. И наконец-то Госдума приняла разумное решение. Таким образом, дефолт решил проблему, которую не удавалось решить в течение такого времени - удалось принять бюджет", - рассказывает С.Дубинин.
Посткризисный спад в России был краткосрочным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом, курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком. Это привело к краткосрочному всплеску цен, но в остальном данная мера оказала положительное влияние на российскую экономику. Предприятия, несущие затраты в рублях, стали более конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке.
Кроме того, власти полностью отказались от практики ограничения денежного предложения за счет неисполнения социальных обязательств (что активно практиковалось в начале 90-х). В результате всего за полтора года (с середины 1998г. по начало 2000г.) объем задолженности по зарплатам бюджетникам сократился почти в три раза. В свою очередь это способствовало нормализации ситуации в финансовой сфере и росту доверия к действиям государства.
В постдефолтные годы значительно повысилась бюджетная дисциплина. Федеральный бюджет на 1999г. был принят с дефицитом в 2,5 % ВВП (для бюджета на 1998г. аналогичный показатель составлял 4,7 % ВВП). Было также решено отказаться от финансирования дефицита госбюджета за счет крупных заимствований, поскольку эта мера, с одной стороны, не дает нужного антиинфляционного эффекта, а с другой - подрывает стабильность экономики.
Проще говоря, кризис дал возможность заработать запущенным ранее рыночным механизмам. Кризис сделал то, на что не могло, да и обычно не может, решиться никакое правительство. Начавшийся же спустя некоторое время рост цен на нефть, а также снижение расходов федерального бюджета привели к тому, что уже в 1999г. уровень реального ВВП страны составил 100,8% к уровню 1997г., а в 2000г. прирост ВВП составил 10%.
Юлия Кучкина, РБК