От «улиток» до «леопардов»: прогноз выздоровления российской экономики
Какие отрасли быстрее всех выйдут из кризисаЭксперты рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР, входит в группу компаний РБК) проанализировали основные отрасли российской экономики, формирующие более 55% ВВП, и разделили их на пять категорий в зависимости от динамики выручки во время кризиса и оценки будущей динамики после него. Это «улитки», «зубры», «барсуки», «лошади» и «леопарды» — всех этих животных можно встретить на территории России.
В качестве основных критериев разделения отраслей на разные группы НКР определило скорость восстановления отраслей, а также темпы роста и падения оборотов продаж в предшествующие и прогнозные периоды. В периметр исследования не входили финансы, наука, государственное управление, образование, здравоохранение, обеспечение госбезопасности.
В эту категорию отнесены отрасли, для которых возврат к докризисному уровню будет самым затяжным — более пяти лет. Это машиностроение, добыча угля, авиаперевозки и коммерческая недвижимость, на них приходится более 5% российского ВВП.
«Улитки», в отличие от других отраслей, испытывали значительные проблемы еще до коронавируса, а пандемия их существенно усугубила.
Основные негативные факторы для «улиток» в пандемию:
- для машиностроения — существенное снижение инвестиционного спроса и доходов населения;
- для угледобычи — отказ многих стран от использования этого вида топлива в силу низкой эффективности;
- для авиации — закрытие границ и остановка авиасообщения;
- для коммерческой недвижимости — перевод многими компаниями сотрудников на удаленную работу и сокращение персонала.
Драйверами роста для «улиток» могут стать восстановление деловой активности, открытие границ, рост инвестиций и товарооборота, стимулирование закупок отечественного оборудования, импортозамещение технологий, субсидирование или целевое госфинансирование затрат российских компаний на НИОКР.
Чтобы достичь показателей 2019 года, им потребуется от трех до пяти лет. «Зубры», к которым отнесены нефте- и газодобыча, транспорт, строительство жилья, черная металлургия, непродовольственная розница и производство удобрений, вносят наибольший вклад в российскую экономику — 22% ВВП. От темпов их восстановления в существенной степени зависят доходы российского бюджета в обозримом будущем.
В период пандемии «зубры» пострадали из-за глобального снижения спроса на топливо (добыча нефти и газа), нарушения производственно-сбытовых цепочек (транспорт), существенного падения доходов населения (строительство жилья), замедления активности в промышленности в целом (металлургия, удобрения) и закрытия магазинов в период локдауна (непродовольственная розница).
Постепенное восстановление «зубров» поддержат открытие границ, оживление мировой торговли и транспортных потоков, развитие импортозамещающих технологий, соблюдение договоренностей в рамках сделок ОПЕК+. Существенным подспорьем для выхода из кризиса будет сохранение господдержки пострадавших отраслей.
Отскок этих отраслей займет один-два года, так как их позиции были ослаблены искусственными карантинными ограничениями. Это электроэнергетика, строительство инфраструктуры, производство стройматериалов и нефтепродуктов, а также оптовая торговля. «Барсуки», незначительно просевшие в 2020 году, формируют практически 17% ВВП страны.
Ослабление спроса на продукцию «барсуков» в пандемию не было критичным: он снизился из-за ограничений в передвижении населения, уменьшения располагаемых доходов граждан и выручки предприятий, сокращения перевозок, непроработанности планов реализации национальных проектов.
Их восстановлению и дальнейшему росту будут способствовать дополнительные госзаказы, дальнейшее сокращение доли импорта и увеличение экспорта, рост внутрироссийского потребления товаров и услуг.
Эти отрасли даже в кризис смогли сохранить рост и в дальнейшем будут прибавлять 1–5% в год. К ним относятся продовольственная розница, цветная металлургия, добыча металлических руд и телекоммуникации — суммарно чуть больше 6% российского ВВП.
Среди факторов стабилизации положения «лошадей» в пандемию выделяется благоприятная внешнеэкономическая и внутристрановая конъюнктура. За первую половину 2020 года железная руда подорожала на 12%, что было связано с восстановлением производства стали мировым лидером — Китаем — на фоне перебоев с поставками руды из Бразилии и Австралии. Ажиотажный спрос на товары первой необходимости привел к росту продаж в продовольственной рознице. А переход на удаленку увеличил спрос на услуги связи.
Ускорение роста «лошадей» возможно за счет высоких мировых цен на цветные металлы и железную руду, дальнейшего развития онлайн-торговли и повышения среднего дохода в расчете на одного абонента сотовой связи.
Эти отрасли совершили рывок в первые месяцы 2020 года благодаря взрывному спросу на ряд потребительских товаров в период пандемии. Речь идет о сельском хозяйстве, пищевой промышленности, фармацевтике и производстве пластмассовых и резиновых изделий, или 5,6% ВВП страны.
В период острой фазы пандемии России удалось избежать дефицита лекарств и продуктов питания. Благодаря удачной конъюнктуре фармацевтическая и пищевая промышленность даже нарастили объемы производства. Увеличению оборота резиновых и пластмассовых изделий способствовал ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей.
Основными факторами дальнейшего роста «леопардов» являются повышающийся внутренний спрос на лекарства и продукты, а также усиление спроса на российскую сельхозпродукцию на таких внешних рынках, как Китай (16,3% аграрного экспорта из России), Турция (13,7%), ЕС (11,4%), Южная Корея (6,1%), Египет (5,6%). Потенциальное развитие автомобильной промышленности будет способствовать увеличению потребления резиновых изделий.
Важную роль в развитии фармацевтической промышленности после пандемии сыграет разрешение дистанционной торговли безрецептурными препаратами, а также сокращение доли импортной продукции, которая сейчас составляет около 50%.
Для развития сельского хозяйства возможными точками роста станет увеличение посевных площадей основных сельхозкультур, открытие новых экспортных рынков для мясо-молочной и других отраслей, цифровизация сельского хозяйства.
Источники шока российской экономики
Текущий экономический кризис является уникальным. Начавшееся в 2019 году замедление роста мировой экономики перешло в сильный экономический спад в первой половине 2020 года на фоне административных ограничений, введенных многими государствами из-за пандемии COVID-19. Кризис для российской экономики усилил обвал цен на нефть из-за отмены сделки ОПЕК+ в марте 2020 года. Цена нефти марки Urals упала с $65 за баррель на начало 2020 года до менее чем $20 за баррель к середине квартала, но восстановилась до уровня около $40 за баррель к концу полугодия.
В предыдущие кризисные периоды — 2008-го и 2014 годов — относительно быстрое восстановление российской экономики обеспечили сырьевые отрасли. Ожидать повторения этого сценария в нынешних условиях не приходится, так как сейчас будет трудно избежать длительной стагнации внешнего спроса.
Аналитики НКР выделили четыре группы негативных факторов, непосредственно обусловливающих глубину и продолжительность спада в отдельных отраслях российской экономики. Не все эти факторы напрямую связаны с коронавирусом, некоторые из них имеют фундаментальную природу.
- Падение ряда экономических показателей из-за карантинных мер:
- доходы населения и покупательная способность;
- товарооборот;
- инвестиционная активность
- Карантинные меры в большинстве стран вызвали:
- падение спроса на сырьевые и несырьевые товары;
- закрытие границ;
- снижение производства из-за остановки части предприятий
- Падение цен и спроса на сырьевые товары
- Развитие технологий или введение новых ограничений, например:
- отказ многих стран от использования малоэффективной или неэкологичной продукции;
- появление товаров-заменителей
Ограничительные меры фактически остановили работу отраслей, ориентированных на массового потребителя. И хотя после снятия карантина восстановление будет относительно быстрым, в случае второй и последующих волн пандемии развитие таких секторов может вновь оказаться под угрозой.
Отрасли-экспортеры не подверглись масштабным ограничениям во время карантинных мероприятий и продолжали работать на протяжении всего первого полугодия 2020 года. Но их возвращение к показателям 2019 года может быть медленным из-за возможных системных проблем или существенной разбалансировки спроса и предложения.
Макроэкономические предпосылки
В отраслевых прогнозах НКР опирается на следующие оценки динамики ВВП и инфляции в России.
Принимается во внимание сделанная Росстатом оценка падения ВВП России во втором квартале на 8,5% (к настоящему времени пересмотрена до 8%) и возврат экономики страны на траекторию роста уже в третьем квартале 2020 года. Несмотря на постепенное улучшение ситуации в инвестициях в основной капитал и в промышленности, слабость потребительского спроса и сравнительно низкий темп роста кредитования обусловят медленное восстановление сферы торговли и услуг.
Сдерживающее влияние будет оказывать и ограничение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, а также по-прежнему слабый спрос на газ и иные ключевые товары российского экспорта. В своих оценках НКР также исходит из того, что цикл смягчения денежно-кредитной политики завершается и ключевая ставка Банка России к концу 2020 года стабилизируется на уровне не ниже 4,0%, то есть незначительно выше ожидаемой по итогам года инфляции.