Всемирный банк решил прекратить публикацию рейтинга Doing Business
Почему главу МВФ обвинили в завышении показателей Китая в рейтинге ведения бизнесаВсемирный банк 16 сентября объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.
«Руководство Всемирного банка приняло решение прекратить публикацию отчета Doing Business. <...> В дальнейшем мы будем работать над новым подходом к оценке делового и инвестиционного климата», — говорится в сообщении банка.
Во Всемирном банке уточнили, что это решение принято в связи с появлением в июне 2020 года сведений о нарушениях, допущенных при подготовке прошлых отчетов. В августе того же года Всемирный банк приостановил публикацию Doing Business. «Мы будем действовать на основе полученных результатов и ретроспективно скорректируем данные стран, которые больше всего пострадали от нарушений», — заверили тогда в банке.
После этого начались «систематический обзор и оценка изменений данных» последних пяти публикаций Doing Business. Был выявлен ряд нарушений, касающихся изменений данных в отчетах Doing Business-2018 и Doing Business-2020.
Какие места занимала Россия в рейтинге
Всемирный банк составлял рейтинг Doing Business с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оценивались по десяти категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов, уплата налогов и т.п.
В последнем опубликованном докладе Doing Business в 2019 году Россия заняла 28-ю позицию. Президент России Владимир Путин в своих майских указах 2012 года поручал правительству принять меры, направленные на повышение позиции страны в рейтинге с 123-й позиции в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году. Улучшение позиций России в рейтинге Doing Business фигурировало среди целей майского указа Путина и в 2018 году.
Поле публикации рейтинга в 2019 году Путин на встрече с председателем правления венгерского ОТП Банка Шандором Чани заявил, что подъем России в рейтинге Doing Business — лишь промежуточный результат.
Какие были претензии к рейтингу у российских властей
Рейтинг Doing Business широко использовался правительствами разных стран, включая Россию, в качестве официального KPI. В 2019 году Минэкономразвития по поручению Владимира Путина включило в план своей деятельности цель достичь 20-й позиции в этом рейтинге к 2024 году. В начале 2020 года Михаил Мишустин одним из первых своих решений на посту премьер-министра утвердил изменения в плане мероприятий «Трансформация делового климата», за который отвечает Минэкономразвития, добавив туда мероприятия, направленные на продвижение в рейтинге Doing Business: в частности, был обозначен целевой ориентир сократить срок технологического присоединения в Москве и Санкт-Петербурге к системе электроснабжения, соответственно, с 70 до 39 дней и с 80 до 45 дней к 2022 году.
Как заявили РБК в Минэкономразвития, в ходе совместных заседаний с участием исполнительных директоров стран — участниц Всемирного банка будут определены подходы к оценке делового климата и дальнейшие шаги по трансформации рейтинга.
В 2019 году, когда флагманский рейтинг Всемирного банка был обновлен в последний раз, министр экономического развития Максим Орешкин (сейчас — помощник президента) говорил, что это исследование не отражает в полной мере состояние и динамику инвестиционного климата, ориентируясь лишь на стандартные регулируемые процедуры. «Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет. Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что сейчас волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью», — пояснял Орешкин свою точку зрения. Речь идет о том, что Всемирный банк в рейтинге не учитывал ряд значимых для инвесторов параметров, таких как силовое давление на бизнес и степень защищенности собственности.
В 2019 году Мишустин, тогда возглавлявший Федеральную налоговую службу, также говорил о претензиях к рейтингу Doing Business в части оценки налогового администрирования.
В рейтинге Всемирного банка имелась важная часть, которая касается возможности быстро открыть свое дело, однако критерии относились не столько к инвестиционным процессам и прибыльности, сколько к процедурным вопросам, сказал РБК доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. «Получались удивительные вещи: те страны, из которых мелкий и средний бизнес бежал, оказывались в числе лидеров по возможностям для инвестиций. В России и Белоруссии это можно сделать за пару дней или несколько часов. Открыть бизнес можно быстро, но закрыть его проблематично — столько организаций будут высасывать деньги. А внешне все выглядит привлекательно для инвесторов», — поясняет он. По мнению Суздальцева, стремление российских властей подняться в международных рейтингах является в значительной степени имиджевой историей.
Что показало расследование
В декабре 2020 года, после проведения внутреннего расследования, Всемирный банк сообщал, что его управляющие оказывали давление на сотрудников, занимавшихся непосредственно подготовкой рейтинга, чтобы они манипулировали данными по Саудовской Аравии и Китаю, искусственно завышая их позиции в рейтинге. Некорректные данные также сказались на положении Азербайджана в рейтинге, но наоборот — в худшую сторону, следует из опубликованного 16 сентября доклада (.pdf) американской юрфирмы WilmerHale, посвященного итогам расследования во Всемирном банке. Россия в этом отчете не фигурирует.
Юрфирма сообщила, что, по ее оценкам, при подготовке исследования Doing Business за 2018 год тогдашний генеральный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева (сейчас возглавляет Международный валютный фонд) «использовала давление» на составителей рейтинга, чтобы задним числом внести конкретные изменения в используемые данные по Китаю. Это было сделано, чтобы улучшить позиции Китая в рейтинге на фоне чувствительных переговоров по докапитализации международного института, в чем Пекину отводилась значительная роль.
WilmerHale также сообщает о манипуляциях, предпринятых по инициативе бывшего ректора Российской экономической школы, создателя рейтинга Doing Business Симеона Дянкова, который «дал указания команде составителей рейтинга изменить данные по Азербайджану в исследовании 2020 года». Согласно утверждениям WilmerHale, Дянковым руководил «личный враждебный настрой» по отношению к Азербайджану, не позволивший ему признать прогресс страны, объективно фиксировавшийся составителями рейтинга.