Минтрансу предложили сделать платными часть водных путей
О том, что вице-премьер Дворкович поручил проработать вопрос о введении платы за проход судов по отдельным участкам внутренних водных путей, сообщили ТАСС источники, близкие к правительству. «Было поручение вице-премьера Аркадия Дворковича рассмотреть возможность сделать платными часть внутренних водных путей», – пояснил один из собеседников агентства.
Официальный представитеть Минтранса подтвердил РБК поступление поручения Аркадия Дворковича. По его словам, данный вопрос сейчас прорабатывается. По словам другого источника РБК, знакомого с проработкой поручения, сроки его исполнения отсутствуют.
Какие именно участки внутренних водных путей могут стать платными, пока неизвестно. Также неясно, с каких именно судов предлагается брать плату – попадут ли в число «платников» пассажирские и круизные суда, а также частные яхты, моторные лодки, катера и прочие маломерные суда.
Топ-менеджер одного из крупнейших российских речных пароходств отметил, что речники не участвовали в обсуждениях данной инициативы. Он предположил, что дополнительная плата может взиматься за проход через гидротехнические сооружения, такие как шлюзы.
Получить комментарий в департаменте государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РБК не удалось. В октябре 2013 года министр транспорта Максим Соколов отмечал, на внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, 108 шлюзов. Более 10% судоходных гидротехнических сооружений имеют неудовлетворительный и опасный уровни безопасности.
По данным главы Минтранса, за последние 20 лет протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов сократилась почти на треть (с 67 тыс. км до 48 тыс. км). По его словам, суммарные потери провозной способности флота из-за снижения качественных параметров судовых ходов составляют более 40 млн тонн в год.
Глава агентства Portnews Надежда Малышева отмечает, что собственники судоходных компаний готовы инвестировать средства в развитие речной инфраструктуры. Но, по ее словам, должны быть механизмы возврата этих инвестиций путем их зачисления как платы за пользование водными путями.
Примером такого сотрудничества может стать строительство на Нижнем Дону нового Багаевского гидроузла, в составе которого будут судоходные шлюзы, плотина, а также рыбоходный нерестовый канал. Оценка стоимости строительства комплекса Багаевского гидроузла в ценах 2012 года называлась 34,3 млрд руб. Судоходные компании готовы были взять на себя часть затрат по его строительству. В то же время, чтобы окупить инвестиции, участники строительства, один из которых – Северо-Западное пароходство, предлагали ввести дополнительные сборы за проход судов по новому объекту.
Генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов отмечает, что в России весь проезд по речным путям платный. «Существуют лоцманский, причальный, маячный и навигационный сборы, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям», – напоминает эксперт. «Ввести могут все что угодно, но это только навредит речному транспорту, находящемуся и так в плачевном состоянии», – отмечает Безбродов.
К внутренним водным путям (ВВП) России относятся судоходные пути по расположенным внутри границ России водоемам – рекам, озерам, каналам, водохранилищам. Перечень ВВП определяется и регулярно уточняется распоряжениями правительства РФ; последний раз изменения в этот перечень, утвержденный в 2002 году еще Михаилом Касьяновым, вносились в июне 2014 года.
Общая протяженность ВВП в России оценивается в 101,66 тыс. км, по длине ВВП Россия занимает второе место в мире, уступая только Китаю (110 тыс. км). Самой разветвленной сетью водных путей среди регионов России обладает Якутия, их длина здесь составляет 16 тыс. 520 километров. На втором месте – Тюменская область с результатом 11 тыс. 834 км. На третьем – Иркутская область (8 тыс. 69 км).
По данным Минтранса РФ, в январе–июне 2014 года внутренним водным транспортом было перевезено 4,48 млн человек, что на 3,7% меньше, чем в первом полугодии 2014 года. Объем перевезенных внутренним водным транспортом грузов в январе–июне 2014 года вырос по сравнению с тем же периодом 2013 года на 2,6% и составил 43,432 млн тонн, при этом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности было отправлено 5,755 млн тонн.
Сейчас на долю внутреннего водного транспорта в России приходится менее 2% от общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта. Для сравнения, в Германии эта доля составляет примерно 11%, во Франции – 10%, в Нидерландах – 34%.