Москва запланировала рост инвестиций быстрее, чем в стране
Правительство Москвы внесло в Мосгордуму проект столичного бюджета на 2022 год и прогнозный период 2023–2024 годов, пакет соответствующих документов опубликован Мосгордумой. Более высокие ожидаемые поступления доходов дали возможность запланировать и более существенные расходы — почти на 400 млрд руб. больше как в 2022-м, так и в 2023 году. Но в целом бюджетная политика Москвы остается консервативной: высокая устойчивость ее бюджета и собственная кредитоспособность, которая даже превышает федеральную, позволяют российской столице в теории тратить и больше.
При этом город закладывает дефицит бюджета на все три года — на уровне, значительно большем, чем предусматривается для региональных бюджетов в целом: в частности, 372 млрд руб. в 2022 году против общего дефицита для всех регионов, планируемого Минфином России, в размере 54 млрд руб. Этот дефицит Москва будет покрывать в основном за счет внутренних заимствований — столица вернулась на долговой рынок в 2021 году после восьмилетней паузы.
В материалах к проекту бюджета подчеркивается, что бюджетная политика в 2021 году сохраняет стимулирующую направленность с учетом антикризисных мер. Действительно, по состоянию на середину октября кассовый план по расходам этого года составляет уже почти 3,5 трлн руб., хотя закон о бюджете изначально предусматривал расходы на 3,15 трлн руб., майская редакция — 3,34 трлн руб. Однако на 2022–2024 годы Москва планирует нормализацию бюджетной политики, поскольку и фискальные показатели, и параметры городской экономики вернулись или приближаются к допандемическим уровням, следует из материалов к проекту столичного бюджета. При этом основными целями на очередной год и плановый период декларируются «сохранение высокого социального стандарта» и «сохранение необходимой доли бюджета развития».
Что ждет московскую экономику
К проекту бюджета приложен прогноз социально-экономического развития Москвы на трехлетний период.
Московские власти оценивают реальный рост валового регионального продукта (ВРП) в 2021 году в 4,2%, а на 2022–2024 годы прогнозируют рост на 3% ежегодно (базовый вариант). Это совпадает с прогнозом роста экономики России в целом в 2021–2024 годах, по данным Минэкономразвития.
В то же время Москва прогнозирует более быстрый рост инвестиций в основной капитал в городе, чем заложен в общероссийском прогнозе Минэкономразвития. По итогам 2021 года рост инвестиций в Москве оценивается в 4,8% (в сопоставимых ценах, то есть в реальном выражении), а в трехлетней перспективе — 4,7–5,4% ежегодно (среднегодовой рост — 5,1%). На общероссийском уровне прогнозируется чуть более низкий рост инвестиций — в среднем на 5% в год.
Основным драйвером инвестиций в Москве является Адресная инвестиционная программа, а в ее составе — развитие транспортной инфраструктуры, отмечается в материалах к проекту московского бюджета. Там перечисляются приоритеты таких инвестиций, среди которых:
- развитие метро (строительство Коммунарской линии, продление Сокольнической, Люблинско-Дмитровской и Калининско-Солнцевской линий, проектирование и строительство Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий);
- реконструкция существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области и организация на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов;
- реконструкция существующих и строительство новых участков автомобильных дорог (в ближайшей перспективе планируется продолжить строительство Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хордовых магистралей, Южной рокады, развитие улично-дорожной сети на территории Новой Москвы).
Финансирование Адресной инвестпрограммы составит 727 млрд руб. в 2022 году, 712 млрд руб. — в 2023-м и 739 млрд руб. — в 2024 году, указано в проекте бюджета.
Власти Москвы прогнозируют рост номинальной средней зарплаты в городской экономике примерно до 111 тыс. руб. по итогам текущего года (+5,2% в реальном выражении). В 2022–2024 годах рост средней зарплаты с поправкой на инфляцию будет составлять 3,1–3,3%.
На каких направлениях будет тратить Москва
Общие расходы московского бюджета в 2022 году составят 3,63 трлн руб. (действующий закон о бюджете предусматривает расходы на 2022 год в размере 3,23 трлн руб.), в 2023-м — 3,73 трлн руб. (против 3,34 трлн руб. в действующем бюджете), в 2024 году — 3,86 трлн руб. Расходы на Адресную инвестиционную программу составят 726,9 млрд руб. в 2022 году, 711,9 млрд руб. — в 2023-м и 738,4 млрд руб. — в 2024 году.
На ЖКХ на 2022–2024 годы заложено 1,8 трлн руб. — на 289 млрд руб. больше, чем в действующем бюджете. Расходы на охрану окружающей среды станут заметно больше: они увеличатся с 41,9 млрд до 85,8 млрд руб. Больше средств, по плану, будет выделено и на здравоохранение: на три будущих года на эту статью расходов запланировано выделить более 1 трлн руб. (по сравнению с 966 млрд руб. в прошлогоднем бюджете).
Основную долю расходов московского бюджета по традиции составят социальные расходы. Финансирование программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» составит около 603 млрд руб. в 2022 году, 616 млрд руб. — в 2023-м и 620,5 млрд руб. — в 2024 году. Социальные пособия и выплаты достигают 44% в общем объеме средств, выделяемых на эту госпрограмму.