Минфин заявил о снятии оснований включать Россию в серый налоговый список
С учетом реализованных изменений в налоговом режиме специальных административных районов (САР) у Евросоюза больше нет оснований для внесения России в серый список налоговых юрисдикций. Об этом 17 февраля заявил журналистам статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов. В Евросоюзе РБК подтвердили, что работают над вопросом исключения России из чернового варианта серого списка.
За день до этого Госдума приняла сразу во втором и в третьем чтениях законопроект о правилах и условиях приобретения российской организацией статуса международной холдинговой компании (МХК) — резидента САР (до этого такой статус могли приобрести только иностранные юрлица). Нормы были включены депутатскими поправками в правительственный законопроект об автоматизированной упрощенной системе налогообложения ко второму чтению.
Скорость внесения изменений была обусловлена тем, что утверждение Евросоюзом обновленного списка стран, в отношении которых выявлено несоответствие стандартам корпоративного налогообложения, планируется уже в конце февраля — начале марта 2022 года, пояснил Сазанов. Без корректировок режима САР страны Евросоюза могли бы получить право применять к России защитные меры административного и правового характера.
«По результатам консультаций с ЕС российской стороной были подготовлены изменения в налоговый режим САР, чтобы привести его в соответствие требованиям ЕС к добросовестным налоговым практикам», — сказал Сазанов.
Что это за серый список
Совет Евросоюза два раза в год обновляет черный и серый списки юрисдикций с точки зрения налоговых режимов. Серый список включает те страны, которые взяли на себя существенные обязательства по реформированию налоговых политик, но остаются под наблюдением ЕС в процессе выполнения этих обязательств. Сейчас там 15 юрисдикций, включая Катар, Гонконг, Турцию, Малайзию, Уругвай. Как только юрисдикция выполнила все обязательства по совершенствованию налогового режима, она исключается из серого списка. Эти перечни юрисдикций составляются по рекомендации Группы соответствия налогового законодательства стандартам ЕС, которая вела с Россией переговоры и отметила «очень конструктивное сотрудничество с Россией по налоговым вопросам».
Представители Евросоюза готовились включить Россию в серый налоговый список, так как, по их мнению, спецрайоны создавали нечестную налоговую конкуренцию. После этого российский Минфин вступил с европейскими органами в переговоры и сообщил о двух требованиях с их стороны: сделать режим доступным для российских организаций и обязать компании создавать реальные офисы при переезде.
Представитель Евросоюза рассказал РБК, что обновленные списки выйдут 24 февраля. ЕС действительно планировал впервые включить Россию в серый список, подтвердил он. Официально он так не называется — формально это просто Приложение 2 (Annex II) к списку несотрудничающих юрисдикций, в этом приложении упоминаются страны, которые сотрудничают с ЕС в совершенствовании налоговых режимов. «Это не должно восприниматься в негативном ключе. В интересах прозрачности мы также хотим назвать те страны, которые недавно (с момента нашего последнего обновления списка в октябре 2021 года) объявили о намерении и далее улучшать свое и без того хорошее сотрудничество в налоговых вопросах», — сказал чиновник.
По его словам, Россия попросила Евросоюз не включать ее в серый список. Сейчас представители Совета ЕС и Еврокомиссии решают, как это сделать; на это уйдет определенное время, и поэтому вполне возможно, что список, в котором России не будет, будет опубликован не 24 февраля, а позднее.
На каких условиях отечественный бизнес допустят в САР
Принятые поправки удовлетворяют обоим требованиям со стороны ЕС — как в плане допуска в САР российского бизнеса, так и в плане обязательств по созданию там реальных офисов, писал РБК. Российские компании получили право осуществить переезд в САР на нескольких условиях: компания создана до 1 января 2018 года, местом ее нахождения стал остров Русский (Приморский край) или остров Октябрьский (Калининградская область), а правительство региона изначального базирования не возражает против перерегистрации. Изменились и общие требования для применения режима САР: резидентам необходимо вложить не менее 300 млн руб. в создание инфраструктуры в районе регистрации (ранее сумма инвестиций составляла 50 млн руб.), создать офис на территории САР площадью не менее 50 кв. м и оформить в штат 15 сотрудников. При этом фактическое управление должно осуществляться на территории России, а доля доходов от пассивной деятельности должна быть более 90%. Для использования преференций любым новым и существующим компаниям в САР будет необходимо подтвердить реализацию в спецрайонах экономической деятельности (substance).
Специальные административные районы — территории с льготным налоговым режимом для инвесторов, созданные в 2018 году для репатриации капитала из-за рубежа и защиты бизнеса от санкций. В России два САР: на острове Октябрьский Калининградской области и на острове Русский Приморского края. В настоящее время в них зарегистрировано более 50 резидентов, подавляющее большинство — в Калининграде. К основным льготам режима относятся нулевой налог на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%, пятипроцентный налог на перевод дивидендов за рубеж (для ПАО), 0% на доходы от продажи акций/долей в компаниях, 0% на доходы российских бенефициаров МХК в виде прибыли компании.