Украина отменила ввозные пошлины на бензин и дизтопливо
Ставка акцизного сбора на моторные бензины А-72, А-76, А-80, А-90, А-91, А-92, Аи-93, А-95, А-96, А-98 и других марок составляет 20% от оборота с цены реализации без НДС, но не менее 60 евро за 1 тыс кг. Теперь эта ставка останется на уровне 60 евро за 1 тыс. кг, как это было ранее. Аналогичные изменения коснулись моторных смесевых бензинов с содержанием высокооктановых кислородосодержащих добавок не менее 5%.
На дизельное топливо вводится акциз в 30 евро за 1 тыс. кг вместо 10% от оборота с цены реализации без НДС, но не менее 30 евро за 1 тыс. кг.
Закон вступает в силу со дня опубликования. Сроки действия документа не указаны.
Данная мера вводится для того, чтобы справиться с разразившимся в последнее время на Украине так называемым бензиновым кризисом, вызванным конфликтом премьер-министра Юлии Тимошенко с российскими нефтяными компаниями ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ из-за высоких цен на российскую нефть, а также вывозных пошлин на нефть из РФ. Так, по словам премьер-министра Украины, Россия предлагает Украине покупать нефть по 340 долл. за тонну, когда на мировых рынках цена на тонну нефти составляет 318 долл. Кроме того, в 2005г. Россия увеличила вывозную пошлину на нефть с 83 долл./тонну до 102 долл./тонну, а с 1 июня 2005г. - до 136 долл./тонну. Ю.Тимошенко обвиняет в бензиновом кризисе российских поставщиков, говоря о том, что за много лет на Украине была создана монополия российской нефти, а ее стране выгоднее закупать нефть не в России, а на международных рынках. Конфликт обострился 7 мая 2005г., когда были остановлены поставки российской нефти на Кременчугский НПЗ. Поставки возобновились после звонка президента Украины В.Ющенко российскому президенту В.Путину.
Кроме того, Украина настаивает на пересмотре тарифов на транспортировку российской нефти. Об этом заявил сегодня министр экономики Сергей Терехин, выступая в парламенте с информацией правительства о ситуации на рынке нефтепродуктов. По его словам, пока стороны не пришли к согласию в этом вопросе. Министр отметил, что украинское правительство продолжит переговоры с правительством России о пересмотре тарифов на транзит нефти. "Но мне кажется, что это выходит за компетенцию экономических договоренностей и должно решаться на высшем политическом уровне", - отметил С.Терехин.
По словам министра, республика установила низкие тарифы на транзит нефти в обмен на льготные цены на нефть для переработки на украинских нефтеперерабатывающих заводах. С.Терехин отметил, что в настоящее время цена российской нефти для украинских НПЗ сравнялась с мировой. "Возникает закономерный вопрос - почему Украина должна поддерживать тарифы, которые намного ниже, чем тарифы за транзит в странах, где такие транзитные перевозки проводятся, в частности, в странах Восточной Европы", - сказал С.Терехин.
Между тем для решения существующей проблемы Украина уже инициировала строительство в припортовой зоне Одессы мощного нефтеперерабатывающего завода, работающего на нефти нероссийского происхождения, с целью уменьшения монополизации украинского рынка нефтепродуктов. Украина также планирует переключиться на закупку, например, казахстанской нефти или нефти других стран, которая транспортируется по Черному морю, с дальнейшей доставкой ее на украинские нефтеперерабатывающие заводы по нефтепроводу Одесса-Броды и сетям приднепровских нефтепроводов.