Утилизационный сбор: пошлины упадут - цены вырастут
Однако механизм ВТО не предполагает наличия каких-либо заградительных пошлин, поэтому государству придется постараться, чтобы соответствовать правилам свободной торговли и в то же время окончательно не угробить отечественную промышленность, только оправившуюся от первой волны кризиса 2008г., но все еще балансирующую на грани пропасти второго этапа рецессии, который мрачно предрекают эксперты.
Откуда что берется
Несложно догадаться, что отсутствие конкурентных преимуществ отечественной продукции – не сиюминутное явление. Промышленность, десятилетиями существовавшая в тепличных условиях плановой экономики и практически полном отсутствии импорта, по определению не может соревноваться с зарубежными образцами, боровшимися за кошельки и сердца покупателей в условиях жесточайшей конкуренции.
Пока относительно спокойными могут оставаться лишь автопроизводители: Госдума уже приняла во втором чтении законопроект "Об отходах производства и потребления", регламентирующий базовую ставку утилизационного сбора на уровне 20 тыс. руб. для легковых автомобилей. Однако этим дело не ограничивается: помимо "базы" существуют так называемые коэффициенты утилизационной трудоемкости для новых легковых автомобилей", которые зависят от характеристик и возраста автомобиля, и тут в дело вступает старая добрая политика протекционизма.
Беспошлинный сбор
Так называемый коэффициент утилизационной трудоемкости для новых легковых автомобилей еще находится в относительно разумных пределах: в зависимости от объема двигателя составит от 0,5 от базовой ставки в 20 тыс. руб. (объем двигателя не более 1,5 л) до 3,6 от базовой ставки (объем двигателя свыше 3,5 л). В результате сбор с новой легковушки обойдется покупателю от 10 тыс. до 72 тыс. руб. Однако подержанный автомобиль из средства передвижения превратится в роскошь: здесь коэффициент находится в диапазоне от 2 до 13,5 (40-270 тыс. руб.), а для некоторых категорий сумма сбора будет еще выше. Переплачивать за 7-летнюю иномарку от 82 до 614 тыс. руб. никто не будет.
Основная же нагрузка, как всегда, ляжет на плечи бизнеса. На транспортные компании, еще не переварившие инициативу государства по ограничению возраста автобусов и грузовиков, свалилась новая напасть. И раскошелиться им придется немало: минимальный сбор составит 90 тыс. руб. и планируется для грузовых автомобилей массой до 3,5 т (коэффициент 2,25). За более тяжелый автомобиль массой от 3,5 до 5 т придется выложить уже 150 тыс. руб. (коэффициент 3,75), еще дороже обойдется машина массой от 5 до 20 т - 470 тыс. руб. (коэффициент 11,75), ну и самыми дорогостоящими станут автомобили полной массой свыше 20 т, тягачи, внедорожные самосвалы и другая спецтехника - 600 тыс. руб. (коэффициент 15).
Утилизационный сбор для подержанной коммерческой техники будет формироваться, исходя из коэффициентов от 5 до 37,5 (от 200 тысяч до 1,5 млн рублей) в зависимости от полной массы. Для коммерческой техники массой свыше 20 т сбор составит 1,5 млн руб., от 5 до 20 т — 700 тыс. рублей, для тягачей — 900 тыс. руб.
Коэффициент для автобусов будет зависеть от их длины, а базовая ставка установлена на уровне 300 тыс. руб. Таким образом, утилизационный сбор для них составит от 150 тыс. до 750 тыс. руб. За автобус длиной 5-6 метров придется дополнительно отдать 225 тыс. руб., длиной 7,5-10 метров - уже 450 тыс. руб. Сумма сбора за подержанный автобус может составить от 240 тыс. до 1,41 млн руб.
Зачем и почему
В необходимости мер по противодействию валу некачественного импорта никто не сомневается, и все заинтересованные лица проявляют в этом вопросе редкое единодушие: сбор нужен, чтобы заместить отмененные по условиям ВТО импортные пошлины. "Вхождение России в ВТО предполагает значительное упрощение и удешевление доступа зарубежной автомобильной колесной техники на российский рынок", - говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по промышленности Владимир Гутенев. При этом он утверждает, что подержанные автомобили не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии представляются большой угрозой в том числе для экологической обстановки в мегаполисах. "Более 50% ввозимых подержанных машин не отвечают стандарту ни Евро-0, ни Евро-1. В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО", - считает В.Гутенев.
Однако, по его словам, важнейшее значение рассматриваемого законопроекта – это защита отечественных производителей. "К ним мы относим не только исконно российские компании, но и те крупнейшие мировые бренды, которые на территории России производят и реализуют автомобили. На них также распространяются те преференции, которые позволяют или брать на себя ответственность по дальнейшей самостоятельной утилизации выпускаемых автомобилей, или в централизованном порядке решать этот вопрос на этапе выпуска машин", - подчеркивает В.Гутенев.
"С одной стороны, сборы поставят жесткие препоны перед подержанной техникой – той, которая несет угрозу безопасности дорожного движения и экологической ситуации в стране. С другой - эта мера будет способствовать сохранению рабочих мест не только в автомобильной промышленности, но и на многочисленных предприятиях, являющихся производителями автокомпонентов", - продолжает чиновник.
С ним согласен и аналитик "Атона" Михаил Пак. "Я думаю, что ни для кого не секрет, что основная причина ввода утилизационного сбора - это компенсация снижения импортных пошлин на автомобили вслед за вступлением России в ВТО. Эта инициатива в первую очередь направлена на снижение привлекательности импорта поддержанного как легкового, так и грузового транспорта. Я считаю эту инициативу в целом правильной", - говорит он, добавляя при этом, что в других странах ВТО по-прежнему действуют высокие импортные пошлины на авто. "Например, в Бразилии на данный момент действует индустриальный налог на новые иномарки в размере 30%, а пошлина на импорт новых авто в Индии - 105%. В Китае действует 30% пошлина на импорт новых автомобилей, а импорт подержанных сильно осложнен различными условиями", - поясняет аналитик.
Производители же видят в этом и более широкие возможности. По словам вице-президента группы "ГАЗ" Елены Матвеевой, утилизационный сбор - это возможность для создания механизма обновления транспортного парка РФ. "Например, в настоящее время на подержанные автобусы действуют таможенные пошлины до 30%, после вступления в ВТО они сократятся до 15%. Таможенные пошлины на подержанные грузовые автомобили (до 5 лет) упадут с более чем 40% до 10%", - напоминает Е.Матвеева. Таким образом, по ее словам, возникает значительный разрыв в цене между новыми и поддержанными машинами. "Вслед за ростом подержанного импорта российский автопарк начнет стареть, что крайне негативно повлияет на безопасность, надежность и экономичность перевозок. На данный момент около 50% парка автобусов и тяжелых грузовиков и около 25% легких коммерческих автомобилей в России старше 15 лет. В такой ситуации утилизационный сбор позволит нивелировать риски от снижения пошлин на ввозимые подержанные автомобили и автобусы", - подытоживает представитель автозавода.
Поспешать медленно
Несмотря на то, что все стороны этого процесса едины в оценке целей и задач законопроекта, среди них все же присутствует доля неопределенности. В первую очередь благодаря властям, которые упорно не хотят приоткрыть завесу тайны и заранее оповестить бизнес-сообщество о том, что именно поменяется.
Так, никто не берется оценивать влияние закона на рынок и производство автомобилей. "Пока, к сожалению, мы не имеем ясности по этому закону, и похожая ситуация уже бывала не раз - до вступления закона в силу осталось меньше месяца, но никто точно не знает, какие условия будут в нем прописаны и как все будет работать. Очень хочется заранее знать правила игры, чтобы каждый участник рынка успел к ним подготовиться", - говорит председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Андрей Чурсин.
Источник в автомобильной отрасли также считает, что пока ситуация с новым законом далека от ясности, однако есть множество лазеек. Согласно условиям законопроекта, утилизационным сбором не будут облагаться личные автомобили беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, машины дипломатов и членов их семей, а также раритетные авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет. Кроме того, освободят от сбора автомобили, которые ввозятся с территорий государств Таможенного союза (имеют статус товаров Таможенного союза) и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской ОЭЗ. Правда, нормы эти будут действовать только до 1 апреля 2016г.
М.Пак отмечает, что, несмотря на уже назначенную дату принятия закона, окончательные параметры еще предстоит утвердить. "Однако, на основании предварительной информации, я думаю, что потребитель новых авто все же почувствует на себе введение утилизационного сбора, так как его размер, по всей видимости, будет выше снижения пошлин. Если говорить о пассажирских авто, то средняя стоимость нового автомобиля, импортированного в РФ в апреле 2012г., была равна 20 тыс. 444 долл., импортная пошлина сейчас составляет 25% - 5 тыс. 110 долл. от таможенной стоимости. Таким образом, снижение пошлин на один процентный пункт - с 25% до 24% - позволит снизить таможенный сбор всего на 203 долл., а минимальный утилизационный сбор, скорее всего, составит 20 тыс. руб.", - говорит аналитик. При этом, по его словам, вводимый сбор будет какое-то время накладываться на импортные пошлины, которые будут снижаться постепенно. "А значит, импортерам придется какое-то время платить и пошлину, и сбор", - резюмирует М.Пак.
Что в остатке?
Итак, осень этого года сулит нам не только плюсы вступления в ВТО, о которых любят говорить много и подолгу, словно успокаивая себя, но и очевидно возникшие вместе с этим хозяйственные парадоксы. Простому обывателю, которому нет дела до глобальной политики и макроэкономики, ВТО могла показаться спасительной отдушиной, которая заставила бы снизить цены на импортные товары. Однако получается, что цены не только не упадут, но и по всем признакам должны вырасти. На много ли, покажет время. А пока ничего не остается, кроме как наслаждаться летними деньками и дешевыми подержанными автомобилями.
Олег Болашев, РБК