Богач-бедняк: мир оказался несправедлив
Проблема социального неравенства на протяжении всей человеческой истории никуда не исчезала и всегда оставалась головной болью для политиков, экономистов и экспертов всех без исключения стран мира. В наши дни на фоне продолжающегося глобального финансового кризиса она обострилась с новой силой.
Не далее как в 2011г., казалось бы, в благополучных западных странах прошла серия акций гражданского протеста под названием "Захвати Уолл-стрит". На улицы вышли жители США, Канады, Австралии, Великобритании и многих других государств, недовольные в том числе растущим неравенством в доходах.
Оставив в стороне эмоции, достаточно взглянуть на сухие цифры, чтобы понять этих людей. По данным ОЭСР, за первые три года экономического кризиса разница в доходах между богатыми и бедными жителями 34 развитых стран мира выросла больше, чем за предыдущие 12 лет.
Сегодня на долю 10% самых состоятельных жителей планеты приходится 42% всего мирового богатства, в то время как 10% беднейших людей владеют менее чем 1%. При этом далеко не радужные перспективы экономики с трудом позволяют надеяться на существенное изменение ситуации в ближайшее время.
Многие страны проводят масштабные сокращения расходов на "социалку", притом что нагрузка на нее из-за интенсивного старения населения и роста безработицы (особенно среди молодежи) лишь увеличивается. И без того незавидное положение наименее обеспеченных слоев становится еще более уязвимым.
Кризис указал на главную проблему Европы
Кризис в Европе поразил все стороны жизни региона. При этом главной его жертвой стали даже не политические руководители, массово теряющие свои посты на выборах, а вера европейцев в справедливость своих экономик. По их мнению, социальное неравенство - главная проблема континента, которая со временем будет только ухудшаться.
Опрос, проведенный весной 2013г. исследовательской организацией Pew Research Center, продемонстрировал, что около 77% европейцев считают нынешнее устройство экономики ориентированным на состоятельных людей.
В лидерах "недовольных" оказались жители наиболее пораженных кризисом европейских государств. О несправедливой экономике, работающей на благо богатых граждан, заявили 95% опрошенных греков, 89% испанцев и 86% итальянцев. При этом "испорченной" сложившуюся систему считают 72% немцев, финансовое положение которых несравнимо прочнее их южных соседей.
С 2007г. по 2010г. ухудшилось благополучие 10% наименее обеспеченного населения практически во всех европейских странах. Доходы этой группы людей в Испании и Италии за три года снизились на 14% и 6% соответственно, притом что достаток 10% самых состоятельных граждан в них практически не изменился. В целом, по данным ОЭСР, в большинстве развитых европейских государств бедные жители теряли свои доходы гораздо интенсивнее, чем богатые.
Однако Европа неоднородна и представлена странами, в которых разница доходов между гражданами существенно различается. Измерять неравенство помогает статистическая модель, которая была предложена в начале XX в. итальянским демографом Коррадо Джини.
Показатель, названный в честь ученого коэффициентом Джини и впоследствии ставший важной частью макроэкономической статистики, сегодня активно используется для иллюстрации неравномерного распределения доходов внутри государства. В случае полного равенства доходов населения коэффициент равен 0, при абсолютном неравенстве - 1.
В решении проблемы социального неравенства лучше остальных европейских собратьев преуспели скандинавские государства с социально ориентированной экономикой, высокими налогами и, как следствие, бесплатными медициной и образованием. Значения коэффициента Джини 0,21 - в Швеции, 0,24 - в Исландии, 0,25 - в Дании, 0,25 - в Норвегии и 0,26 - в Финляндии делают Скандинавию лидером по созданию наиболее однородных обществ не только в масштабе Европы, но и всего мира.
Разница в доходах богатых и бедных в других европейских странах гораздо существеннее. В Испании коэффициент Джини равен 0,34, в Греции - 0,34, в Италии - 0,33, во Франции - 0,3. Ухудшение экономического положения этих государств приближает значение показателя к отметке 0,4, которая демонстрирует, согласно рекомендациям ООН, высокую степень общественного напряжения.
При этом растущая разница в доходах бьет не только по социальной устойчивости государств, но и подрывает экономическую активность населения. В 2012г. внутренний спрос в Испании по сравнению с предыдущим годом сократился на 4%, в Италии - на 5%, в Португалии - на 7%, а в Греции и вовсе на 10%.
Искать "американскую мечту" придется в Дании
На фоне даже кризисной Европы лидером развитого западного мира по социальному неравенству уже многие годы остаются США, где разница доходов между богатыми и бедными неизменно растет с начала 1970-х гг. По данным ОЭСР, значение коэффициента Джини (после уплаты налогов и получения гражданами пособий) в Соединенных Штатах в 2010г. составило 0,38. Но даже для американцев стали шоком данные, обнародованные управлением конгресса США по бюджету в октябре 2011г.
Согласно этому исследованию, с 1979г. по 2007г. доходы населения страны выросли в целом на 62%, при этом достаток 20% самых бедных жителей увеличился лишь на 18%, среднего класса - на 37%, богатых американцев - на 65%. Особенно заставляет задуматься то, что за эти 28 лет 1% самых состоятельных американцев стал богаче на 275%.
"1% наиболее обеспеченных американцев получает гораздо больше, чем 1% богатейших жителей Западной Европы", - подтверждает данные официальной статистики экономист Всемирного банка Бранко Миланович.
С 2009г. по 2012г. доходы 1% самых обеспеченных жителей США стали больше на 5,5%, в то время как достаток 80% семей страны (96 млн человек) снизился на 1,7%. Казалось бы, кризис отступает, состояние экономики выправляется, но разрыв между богатыми и бедными лишь растет. Объясняется это множеством факторов, споры о значимости и влиянии которых ведутся учеными и экспертами на протяжении нескольких десятилетий.
Во-первых, на увеличение неравенства доходов среди жителей США, как бы странно это не прозвучало, влияет высокоразвитая американская экономика. Работа с новейшими технологиями требует от специалиста серьезных университетских знаний, получить которые может далеко не каждый.
Во-вторых, социальное расслоение растет из-за давления глобализации на средний класс. С одной стороны, многие крупные компании из США предпочитают размещать производственные мощности за пределами Америки, в странах с дешевой рабочей силой. С другой - конкуренты из различных стран предлагают все больше товаров, которые по качеству не уступают американским, но стоят гораздо дешевле. Все это больно бьет по зарплатам населения США.
В-третьих, социальная поддержка населения в США в сравнении с Западной Европой или Канадой гораздо более дифференцирована. В отличие от большинства европейских государств, американцы платят низкие налоги, но лишаются социальных благ, которыми обладают жители стран по другую сторону океана: гибких пенсионных схем, более доступного высшего образования и медицины. Более того, сама система пособий и льгот в США построена не на универсальной основе, а напрямую зависит от материального положения получателя.
Влияет на растущую разницу в доходах американцев и приток низкоквалифицированных мигрантов, чей труд позволяет работодателям удерживать зарплаты в определенных отраслях внутри страны на достаточно низком уровне. При этом отстаивать свои права, в том числе добиваясь повышения выплат, работникам в США весьма проблематично из-за слабого (по сравнению с Западной Европой) влияния профсоюзов.
Как и в Европе, проблема увеличения разницы в доходах бедных и богатых становится в США одной из наиболее острых и актуальных. "Сегодняшнее социальное неравенство уничтожает нашу демократию", - отмечает бывший президент авиакомпании American Airlines Боб Крэндалл. Одна из составляющих "американской мечты" предполагает, что каждое следующее поколение должно жить лучше предыдущего, но на протяжении многих лет в США этого не происходит. Поэтому, выражаясь словами ученого Ричарда Уилкинсона, американцам, которые стремятся к "американской мечте", нужно ехать в Данию.
Вкусить плоды суждено лишь немногим
Проблема социального неравенства в России - одна из наиболее болезненных тем. С развитием экономики страны общее благосостояние населения растет, однако распределение "плодов" этого развития происходит у нас крайне неравномерно.
С одной стороны, с 1990-х гг. уровень бедности в России сократился в три раза, с другой - разрыв между доходами богатых и бедных продолжает увеличивается. Если в середине позапрошлого десятилетия разница в достатке 10% самых обеспеченных россиян и 10% наименее состоятельных составляла 13,5 раза, то в 2012г. доходы разнятся более чем в 16 раз. Речь при этом идет об официальной статистике, составляемой Росстатом.
Резонансным получилось вышедшее в октябре 2012г. исследование швейцарского финансового конгломерата Credit Suisse, посвященное теме распределения мирового богатства. В нем говорилось, что в России насчитывается 97 тыс. миллионеров, количество которых должно вырасти к 2017г. более чем в два раза.
По данным швейцарских экспертов, на каждого российского миллиардера в среднем приходится 15 млрд долл. богатства, накопленного домохозяйствами, притом что в мире этот показатель в 13 раз выше - 194 млрд долл. Более того, Credit Suisse указывает, что крупные состояния в России в основном не наследуются, а средний возраст отечественного миллиардера составляет 51 год (в мире - 65 лет).
В своем исследовании западные специалисты приходят к выводу, что сотня самых богатых россиян контролирует 30% богатства страны, в то время как на долю 10% самых бедных не приходится и 2%. По этому показателю Россия намного опережает любую из крупных экономик мира. Значение коэффициента Джини 0,42, которое приводит Росстат, эксперты из Credit Suisse не признают: по их данным, показатель распределения богатства в нашей стране составляет 0,84, что делает Россию лидером по социальному неравенству среди всех крупных государств мира. Многим российским экспертам такая оценка показалась предвзятой и недостоверной.
В отличие от развитых западных государств, разница в доходах россиян сильно зависит от региона страны, в котором проживают наши граждане. На сегодняшний день в России один из самых высоких уровней регионального неравенства: достаток жителей самого богатого субъекта в 25 раз превышает аналогичный показатель в самом бедном.
Кроме того, зависимость экономики РФ от сырьевого фактора делает добывающий сектор наиболее привлекательным с точки зрения стабильного увеличения зарплат по сравнению с другими сферами профессиональной деятельности. Однако большей частью этот рост почти не связан с увеличением производительности труда или квалификацией работников.
Высшее руководство страны признает глубину проблемы имущественного неравенства россиян, которая, по словам президента РФ Владимира Путина, и вовсе является самой важной. В качестве одного из методов выправления ситуации рассматривается использование так называемого налога на роскошь, то есть на элитную недвижимость и престижные автомобили. Однако вряд ли эта мера существенно поможет в борьбе с социальным неравенством: количество средств, которое государство получит в случае его введения, серьезно не отразится на положении наиболее уязвимых граждан.
По мнению ряда экспертов, действенным методом по сокращению разницы в богатстве между богатыми и бедными могла бы стать прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц. Специалисты особенно отмечают ту ее составляющую, которая освобождает от выплат самых бедных жителей: в Великобритании, например, граждане не платят подоходный налог, если их годовой доход не превышает 8,1 тыс. ф. ст. (около 400 тыс. руб.).
В то же время противники ввода в России прогрессивного налогообложения справедливо указывают на проблему привязки НДФЛ к региону, в котором зарегистрирован работодатель. "Если ничего не менять в системе налогообложения, а просто ввести прогрессивную ставку, скорее всего, возрастут доходы богатых регионов", - считает руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская.
Конечно, драматизировать ситуацию не нужно, ведь уровень бедности в России к 2013г. снизился до 11,2% с 33,5% в 1992г. Однако для сокращения гигантского разрыва между богатыми и бедными в стране ее руководству в будущем вряд ли удастся избежать решений, которые потребуют не только выверенных расчетов, но и реальной политической воли. Только титанические усилия позволят улучшить положение 15,8 млн россиян, которые на сегодня имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Максимальная концентрация развивающихся стран на ускорении экономического роста очень часто отодвигает тему социального неравенства на второй, а то и третий план. При этом становление здорового общества (в том числе в прямом значении) зависит в большей степени не от общего объема создаваемого в стране богатства, а от его равномерного распределения.
Яков Грабарь, РБК