Участники госзакупок из офшоров раскроют своих владельцев
Законопроект, запрещающий иностранным компаниям участвовать в госзакупках, разработали депутаты Госдумы вскоре после того как в декабре прошлого года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил курс на деофшоризацию экономики. Но документ получил отрицательный отзыв Государственно-правового и экспертного управления президента. Параллельно с этим свой вариант начали готовить в Минэкономразвития. В начале апреля его обнародовали для общественного обсуждения. Ведомство Алексея Улюкаева предложило закрыть доступ к госконтрактам любым компаниям, зарегистрированным в черном списке Минфина (41 страна).
Однако итоговая позиция правительства оказалась мягче, чем изначально планировали профильные ведомства. Правительство пересмотрело концепцию законопроекта и решило разрешить офшорам участвовать в государственных и муниципальных закупках, но только если они раскроют своих бенефициаров, цитирует Интерфакс письмо первого вице-премьера Игоря Шувалова президенту от 14 июля. В секретариате первого вице-премьера отказались от комментариев.
Для участия в госзакупках компаниям из офшоров придется раскрыть информацию о месте нахождения, аналоге идентификационного номера налогоплательщика (в соответствии с законодательством той страны, где зарегистрирована компания), выгодоприобретателях и руководителях, рассказал РБК представитель Минэкономразвития. Будет создан специальный реестр, обязательный для заполнения всеми участниками госзакупок из офшоров, к российским компаниям эти положения применяться не будут.
Ограничения будут касаться и субподрядчиков по госзаказу. Если цена контракта превысит 1 млрд руб. для федеральных нужд и 100 млн руб. для региональных и муниципальных нужд, подрядчик сможет заключить договор с компанией из офшора только при условии, что она есть в реестре.
Компания из офшора сможет обойти требование о раскрытии бенефициаров, создав в России цепочку дочерних компаний, предполагает партнер КПМГ Михаил Орлов. Но тогда она лишится налоговых преимуществ, которые ей дают международные соглашения об избежании двойного налогообложения.
Новые требования более справедливы, чем тотальный запрет на участие в госзакупках, считает Орлов. «Это отвечает задачам государства — выяснить, кто реально осуществляет экономическую деятельность на территории России. Таким образом, государство признает, что использование офшора — это не грех, который нужно замаливать, а особенности организации бизнеса».
Если поставщик, подрядчик или исполнитель из офшора предоставит о себе недостоверную информацию, заказчик будет обязан расторгнуть контракт, говорит представитель Минэкономразвития.
Кроме того, Минфин разработал проект поправок в Бюджетный кодекс, перекрывающий офшорным компаниям и компаниям с офшорной подконтрольностью доступ к бюджетным кредитам и госгарантиям. Цена вопроса — 691,5 млрд руб.: столько заложено в бюджете на погашение госгарантий по займам на этот год. Минэкономразвития согласовало представленный законопроект Минфина без замечаний, сообщил РБК представитель ведомства.
Алиса Штыкина при участии Яны Милюковой