Эксперты оценили влияние ареста Евтушенкова на инвестклимат
«Новость об аресте Евтушенкова повлиять на бизнес-климат положительно явно не может, поэтому выбор с точки зрения формальной логики небогат: либо это не повлияет никак, либо отрицательно. Первый вариант был бы возможен, только если инвестиционному имиджу России было бы уже некуда падать, надеюсь, что у нас пока не тот случай. Нужно, конечно, ждать, чем все закончится, хотя традиционно ничем хорошим такие ситуации у нас не заканчиваются. Пожалуй, инвесторы как минимум при прямых инвестициях будут относиться к российским проектам с большей настороженностью. Как максимум они начнут выводить средства и из ликвидных активов», – считает глава департамента по работе с активами состоятельных клиентов БКС Андрей Лифшиц.
Арест такого крупного бизнесмена, как Владимир Евтушенков, не может не отразиться на инвестиционном климате в России, но пока сложно оценить, насколько отрицательным будет влияние этой новости, согласен председатель наблюдательного совета группы компаний «Алор» Анатолий Гавриленко. «С инвестиционным климатом у нас и так все не очень здорово, мы делаем вид, что то, что происходит в стране, не имеет отношения к бизнесу, всем не до него и не до финансовых рынков, политика везде на первом плане, но так делать нельзя», – добавляет он.
А вот сопредседатель наблюдательного совета ИК «Третий Рим» Андрей Мовчан думает, что арест Евтушенкова не сильно повлияет на инвестиционный климат. Поскольку, во-первых, он и так очень плох, а во-вторых, домашний арест Евтушенкова полностью укладывается в парадигму, которая доминирует уже много лет в экономике и политике России. «Рынки сегодня не узнали ничего нового. Ситуация с Евтушенковым – далеко не первый пример атаки на «олигарха», разве что самый крупный за последние годы: можно вспомнить историю с Гуцериевым, серию более мелких историй прошедших лет, а до того ситуации с Ходорковским, Гусинским», – объясняет он.
Во вторник утром на открытии торгов Московской биржи котировки АФК «Система» и ее «дочек» рухнули после сообщений о домашнем аресте. Обыкновенные акции «Системы» в начале торгов упали более чем на 30%, «Башнефти» – на 14%. К 17:30 котировки снизились на 35,6 и 20% соответственно. Объем торгов акциями «Системы» за неполный день составил 2,6 млрд руб., тогда как за весь вчерашний день – 308,8 млн руб., у «Башнефти» – 927,7 млн и 56,4 млн соответственно.
Из-за обвала Московской бирже пришлось дважды менять параметры значения нижних границ ценового коридора для обыкновенных акций «Системы» и «Башнефти». По обеим бумагам также пришлось провести дискретный аукцион – режим, который применяется в случае падения котировок в течение 10 минут подряд более чем на 20% от цены закрытия предыдущего торгового дня. Аукцион объявляется на полчаса – в это время биржа принимает заявки от участников рынка на бумагу и высчитывает среднюю цену, после чего через полчаса снова начинаются сделки.
На Лондонской фондовой бирже глобальные депозитарные расписки «Системы» к 17:30 подешевели на 37,3%. В заявлении «Системы», опубликованном на сайте биржи, говорится, что покупка акций компаний башкирского ТЭКа была «законной и прозрачной». «Компания сотрудничает со следствием и намерена использовать все юридические возможности для отстаивания своей позиции», – отмечает «Система».
Упала и цена облигаций «Системы». «Ликвидность по облигациям «Системы» и на российском, и на западном рынке практически нулевая, а цены двинулись вниз. Например, двухлетний выпуск рублевых облигаций снизился в цене на 4%, что соответствует доходности около 15%, пятилетние долларовые евробонды стоят на 12% меньше, чем во время вчерашнего закрытия. Но объемов нет ни по тем, ни по другим бумагам – никто из инвесторов пока морально не готов фиксировать такие убытки в отсутствие информации», – говорит старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков.
«С одной стороны, когда акции компании падают на 30%, это, конечно, сигнал для рынка; с другой – те иностранные инвесторы, которые не готовы к уровням российских рисков, уже сделали для себя выводы и забрали свои инвестиции. Те, кто остался, вряд ли уйдет сейчас из-за ареста, но они смогут использовать этот арест как некую карту, чтобы выторговывать для себя более выгодные условия там, где это будет возможно», – отмечает Гавриленко.
Сирануш Шароян