Кудрин предложил уволить всех неэффективных чиновников
Что-то надо менять
«Я бы сейчас уволил всех, кто занимает в международных рейтингах управления позицию ниже середины», — предложил глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин на сессии Петербургского экономического форума, посвященной реформе госуправления. По его словам, отечественные институты управления иногда попадают в международные рейтинги по качеству управления, по некоторым позициям при этом руководители «находятся на сотом месте», «но ничего не происходит». Вместе с тем по этим рейтингам можно сделать вывод о роли того или иного руководителя.
Проблема эффективности государственного управления в России главная, сочли большинство участников панельной дискуссии. На соответствующий вопрос, поставленный модератором, президентом Сбербанка Германом Грефом, ответили утвердительно 57,4% проголосовавших. Еще 37,7% сочли, что эта реформа такая же важная, как и другие. И только 4,9% указали, что есть более важные проблемы.
Качество госуправления — всегда задача первостепенной важности, констатировали спикеры. «Можно строить какие угодно планы, но реализация — это главное», — заметил управляющий директор McKinsey & Company Доминик Бартон. В России реализация в лучшем случае удается наполовину, заметил Кудрин. Так, примерно на 50% была реализована в нулевых годах так называемая программа Грефа, ориентированная на 2010 год, сказал он.
Сейчас в России реализуется концепция долгосрочного развития до 2020 года, принятая в 2008 году, но на сегодня многие показатели исполнены лишь на 15–20%, напомнил Кудрин. «Вот цена тех обещаний, которые делают наши политики. Значит, надо что-то менять», — заявил он.
Успешное правительство не должно хвататься за все задачи, некоторыми функциями должен заниматься частный сектор, а задача чиновников — организовать, отметил президент группы GIC Лим Сион Гуан из Сингапура, который в правительстве легендарного Ли Куан Ю возглавлял министерство по реформированию госслужбы.
Пять шагов к реформе госуправления
В процессе реформирования важно выделить ограниченное число приоритетов, около семи, и часто измерять достигнутые успехи, добавил Доминик Бартон. Он напомнил, что премьер Малайзии в ходе реформ заслушивал отчеты каждую неделю и не допускал «красных светофоров» две недели подряд по одному и тому же направлению. Другое требование — прозрачность, «чтобы никто не мог спрятаться». Например, в той же Малайзии каждые шесть месяцев готовился отчет об успехах реформ для общественности.
«И нужно, чтобы кто-то был абсолютно сконцентрирован на этом процессе, смелый человек, который будет следить за коллегами. Эта система может применяться во всем мире», — добавил Бартон. «Значит, необходимы личная вовлеченность первого лица, ограниченный набор реформ, специальный контролирующий офис и регулярная сессия управления по всем параметрам», — резюмировал Герман Греф.
Своим опытом реформирования поделился и экс-премьер Великобритании Тони Блэр, который отметил, что при первом сроке не создавал специальный офис по реформам, но затем понял, что иначе добиться выполнения указаний сложно. «Я понял, что чиновничья среда не настолько отзывчива на указания сверху. Поэтому во второй срок организовал специальное подразделение», — сказал он.
Вопрос о том, как лучше организовать реформу госуправления, Греф также поставил на голосование с тремя вариантами ответа. За создание специального проектного офиса проголосовали 88% участников панельной сессии, 7% выбрали самореформирование, 5,1% — поручить это одному из существующих ведомств.
Министр Абызов, представлявший в дискуссии правительство, заметил, что любые реформы должны основываться на преемственности, поскольку работа правительства не должна останавливаться. Создание проектного центра — вопрос для серьезного обсуждения и обдумывания, продолжил он. «Ок, будем надеяться, что мы через окно «открытого правительства» его поставили и будем ждать результат», — отреагировал Греф.
Сам он заявил, что не готов возглавить такой орган. «Я не создаю места работы для себя, у меня есть маленькая организация», — ответил Греф на вопрос главного редактора газеты «Ведомости» Татьяны Лысовой. Алексей Кудрин, к которому она также обратилась во время сессии, отказался от комментариев.
Все зависит от первых лиц
На вопрос Грефа о том, где стоило бы создать центр реформ, Кудрин ответил, что при президенте, так как именно он в России ежегодно формирует стратегические задачи. «Но вообще-то в правительстве должен быть свой орган», — добавил он: все должны сами себя проверять.
В Сингапуре обошлись и без специального органа, отметил Лим Сион Гуан, но там, подчеркнул он, «население как у Санкт-Петербурга». Критично важно, добавил эксперт, чтобы министры знали свои цели, отчитывались за их исполнение и предвосхищали вызовы на перспективу 5–10 лет. «Большой акцент делается на привлечение талантливых сотрудников. Каждый госслужащий оценивается по итогам года», — добавил он.
В правительстве России больше десяти лет назад уже начинали административную реформу, и в том числе на основе британского опыта, напомнил Кудрин. «Помню, как все дружно начали отчитываться о целях, индикаторах, и потихонечку это заглохло. И даже не обсуждали, почему», — вспомнил он. Новые стратегические задачи президент поставил в 2008 году, затем был «апдейт» при правительстве Медведева, однако, признался Кудрин, «я даже не помню, или эти программы перестали существовать, или тихо ушли в небытие, а потом появились указы 2012 года».
Перевод бюджета на целевые программы был, по сути, попыткой еще одной реформы управления, продолжил он: «Чтобы попросить денег, ты должен обосновать, на что». Однако сейчас, по его словам, целевые программы превратились в формальный инструмент. «Почему все это происходит? Я не помню никакой ответственности за выполнение или невыполнение», — заметил Кудрин. Ее следовало бы предусмотреть, однако, тут же добавил он, и сам руководитель не должен при этом «навешивать» сверху программ новые цели в рамках ручного управления. «Очень много зависит от первых лиц», — резюмировал экс-министр финансов.
По итогам обсуждения участники сессии не продемонстрировали большой веры в успех реформ управления: 65% из них сочли, что пока реформ просто не будет, 14% допустили их успех, если удастся следовать плану, еще 20,5% предположили, что реформы в России состоятся, но займут годы.