Росавиация: Почти половина российских авиакомпаний нестабильны
По правилам, Росавиация вправе ограничить этим компаниям полеты вплоть до отзыва свидетельства эксплуатанта. Правда, эксперты уверены, что на крайние меры ведомство не пойдет, но ограничения последуют и финансовое положение этих перевозчиков будет только ухудшаться.
Как говорится в подготовленной Росавиацией справке, в "нестабильном финансово-экономическом состоянии" находится 42% всех российских перевозчиков с долей в общей выручке по рынку 24,4%. Финансовое состояние пяти первых по пассажирообороту авиакомпаний - "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "ЮТэйра" и "Оренбургских авиалиний" - вопросов у ведомства не вызывает. В справке подчеркивается, что они платежеспособны и стабильны.
Однако из перевозчиков, занимающих в рейтинге места с 6-го по 17-е, семь находятся в зоне риска, указывается в документе. При этом 23% российских авиакомпаний на начало текущего года имели отрицательную стоимость чистых активов, в связи с чем, согласно Гражданскому кодексу, "их легитимность может быть поставлена под сомнение и реальна угроза их закрытия", отмечается в справке. "В течение анализируемого периода действенных мер к исправлению ситуации собственники организаций не осуществили", - заключается в документе. Названия "нестабильных" авиакомпаний в Росавиации сообщить отказались, отмечает газета.
О необходимости проводить регулярный мониторинг финансового состояния российских авиакомпаний Росавиация заявила после остановки полетов альянса AiRUnion в 2008г. Однако первый мониторинг такого рода был проведен только по итогам этого полугодия, поскольку Минтранс утвердил перечень критериев для оценки состояния компаний лишь 1 апреля.
По мнению гендиректора консалтингового агентства Infomost Бориса Рыбака, финансово благополучными из списка первых 17 перевозчиков можно определенно считать только компании, аффилированные с лидерами рынка: "Глобус" (входит в холдинг S7 вместе с "Сибирью") и дочерние компании "Аэрофлота" - "Донавиа" и "Нордавиа".
В свою очередь главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавляет, что финансовых проблем не должно быть у авиакомпании "Якутия" благодаря поддержке республиканской администрации, а также у чартерной авиакомпании "Северный ветер", - заработок на чартерных перевозках обычно невелик, но при растущем пассажиропотоке это стабильный бизнес.
Финансовая состоятельность остальных авиакомпаний вызывает у экспертов сомнения. "Тяжелым" Борис Рыбак называет положение ГТК "Россия" (6-е место по пассажирообороту), имевшей на начало года долг свыше 6 млрд руб. и увеличившей перевозки за первое полугодие всего на 9,1% (всего по рынку - 30,1%). При этом в 2009г. чистый убыток ГТК "Россия" составил рекордные для отрасли 5,7 млрд руб.
Следующая в рейтинге "Владивосток авиа" залезла в убытки уже в этом году: по итогам I полугодия компания потеряла 729,1 млн руб. против прибыли в 16,4 млн руб. за аналогичный период прошлого года. "Это очень много", - констатирует Б.Рыбак. Сама авиакомпания в комментарии к сообщению об убытках пояснила, что они возникли из-за "демпинговых тарифов, установленных на рынке ведущими авиаперевозчиками". Почти такой же убыток у "Уральских авиалиний" (8-е место) - по итогам первого полугодия компания потеряла 645,5 млн руб.
"Очень тяжелой" Борис Рыбак называет проблему долгов "Атлант-Союза" (11-е место): по состоянию на конец 2009г. задолженность этого авиаперевозчика составляла порядка 14 млрд руб. Эксперт опасается и за финансовое благополучие двух чартерных перевозчиков - "ВИМ-Авиа" (10-е место) и Red Wings (15-е место). Первая за последние два года серьезно сократила свое присутствие на туристическом рынке, а со второго авиаперевозчика лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) требует в суде 330,7 млн руб. за лизинг самолетов Ту-204 (общий долг компании перед ИФК составляет более 600 млн руб.).
Что касается авиакомпании SkyExpress, занимающей 17-ю строчку в рейтинге по пассажирообороту, дела у нее сейчас идут не так уж и плохо. Всего месяц назад, когда руководитель Росавиации Александр Нерадько провел совещание по итогам полугодового мониторинга, в числе особо "нестабильных" в этом отношении была названа только авиакомпания SkyExpress. Однако спустя несколько дней холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски договорился с акционерами SkyExpress о стратегическом партнерстве, предполагающем ее объединение со входящими в "Базэл" "Авиалиниями Кубани" (27-я позиция по пассажирообороту). Источник газеты в Минтрансе сообщил, что "Базэл" уже выдал гарантии по кредитам перевозчика, отведя от него угрозу санкций со стороны Росавиации.
На основании результатов мониторинга федеральные авиационные правила позволяют Росавиации отзывать у перевозчиков свидетельство эксплуатанта. Однако останавливать полеты всех авиакомпаний, чье положение признано нестабильным, Росавиация не решится, уверен Б.Рыбак: слишком велики могут оказаться социальные последствия.
"Но этим компаниям будут ограничивать полеты, например, отказывать в допуске к чартерам, не выдавать разрешения на новые международные маршруты, что обеспечит им медленную смерть", - говорит он. Часть финансово неустойчивых авиакомпаний будут надеяться на консолидацию с крупными участниками рынка, но вряд ли у кого-то будет желание поглощать проблемные компании, констатирует эксперт.
Авиакомпания |
Процент задержанных рейсов от общего количества | Количество задержанных рейсов | Количество рейсов, задержанных более чем на шесть часов | |
---|---|---|---|---|
SkyExpress | 45 | 404 | 79 | |
"Северный ветер" | 14 | 71 | 9 | |
"Космос" | 14 | 47 | 14 | |
"Авианова" | 12 | 126 | 10 | |
"Уральские авиалинии" |
11 | 207 | 31 | |
"Московия" | 9 | 37 | 12 | |
Red Wings | 8 | 46 | 4 | |
"ВИМ-Авиа" | 8 | 50 | 5 | |
АЛРОСА | 7 | 51 | 8 | |
"Владивосток авиа" | 7 | 82 | 17 | |
"Якутия" | 6 | 87 | 14 |