Как превратить Москву в Лондон, или что нам стоит МФЦ построить
Именно столько времени понадобилось Лондону, чтобы превратиться в глобальный МФЦ. Однако российские власти более амбициозны. Согласно концепции создания МФЦ в России, Москва должна стать "одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве наряду с Шанхаем и Дубаем" всего за 5 лет - к 2013г.
Весной прошлого года президент Дмитрий Медведев сетовал, что из концепции реализовано лишь пять пунктов из 48. "Часть из них уже реализована, но сказать, что мы радикальным образом продвинулись, я не могу", - заявил тогда глава государства.
О том, на какой стадии мы находимся сегодня, причастные к реализации проекта лица отвечают более чем расплывчато: "Мы движемся в верном направлении". Что это за направление и как далеко они в нем продвинулись, мы попытались выяснить в этой статье.
От Лондона до Алма-Аты
Все финансовые центры можно условно поделить на две группы: первые возникли в результате естественной эволюции торговой системы (Лондон, Париж, Нью-Йорк), вторые создавались по образу и подобию первых в зонах, приближаемых к офшорным. Финансовый центр немыслим без лояльного бизнесу законодательства и невмешательства государства в экономику, поэтому такие центры часто представляют собой цветущие оазисы посреди пустыни: практически безграничная экономическая свобода в Гонконге и Дубае резко контрастирует с жестким режимом Китая и Арабских Эмиратов.
Строго говоря, в мире сегодня всего два МФЦ - Лондон и Нью-Йорк. Именно в этих мегаполисах аккумулируются все финансовые потоки на планете. Все прочие города являются в лучшем случае региональными финцентрами и даже не пытаются конкурировать с лидерами. Президент Варшавской биржи Людвиг Соболевски неоднократно подчеркивал, что польская столица не метит в МФЦ - она вполне удовлетворится доминированием в Восточной Европе. Однако Москва не готова довольствоваться ролью регионального финцентра, наша цель – необъятное евроазиатское пространство.
Воплощение в жизнь такого амбициозного плана пока удавалось только Гонконгу - в свое время власти Поднебесной приняли решение сразу выйти на глобальный рынок из-за низкого инвестиционного спроса внутри страны. Секрет успеха был довольно прост. Во-первых, у Гонконга как у бывшей британской колонии изначально были подходящие условия, во-вторых, Китай принял беспрецедентные меры по смягчению налогового режима и защите бизнеса.
В 1841г. министр иностранных дел Великобритании лорд Палмерстон назвал Гонконг "практически необитаемым островом", а королева Виктория – "бесполезной скалой". В 2010г. Гонконг не только стал более успешной площадкой для IPO, чем Лондон (в прошлом году в Гонконге компании привлекли капитала в 3 раза больше, чем в британской столице), но и опередил Лондон в рейтинге EIU самых комфортных для жизни городов мира. И это притом что финцентр в Гонконге был создан в рекордно короткие сроки - всего за 30 лет.
Впрочем, не только России не дают покоя лавры Гонконга. С 2006г. решением Нурсултана Назарбаева в Алма-Ате также строится финцентр, который и является реальным конкурентом Москвы в Азиатском регионе. Причем теперь, когда Тони Блэр лично займется экономикой Казахстана, конкурентное равновесие между Москвой и Алма-Атой может нарушиться.
Найти нишу
Впрочем, если создавать МФЦ в России, то почему именно в Москве? Китай, к примеру, имеет два процветающих финцентра, и они один из них не находится в Пекине. Россия, расположенная в девяти часовых поясах, имеет огромные возможности для связывания самых разных финцентров мира. Исторически такие центры возникали в портовых городах, через которые изначально проходили торговые маршруты. По этому показателю финцентр было бы разумнее строить в Санкт-Петербурге, Калининграде или Владивостоке.
Эксперты отмечают, что строить финцентр на Дальнем Востоке – занятие чересчур рискованное. Аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин считает, что конкуренцию развитым азиатским финансовым центрам у нас составить уже вряд ли получится, поэтому надо ориентироваться на страны СНГ и Восточную Европу. В этом регионе главный конкурент России – Варшава, мощно развивающая свой финансовый рынок и переманивающая даже лояльные РФ украинские компании.
В последнем рейтинге глобальных финансовых центров, подготовленном Z/Yen Group, Москва заняла 61-е место, поднявшись за полгода на 7 ступеней. Польская столица перепрыгнула через 11 ступеней и уверенно обосновалась на 56-м месте, рядом с Римом. При этом российская столица ровно 5 лет назад занимала в этом рейтинге 51-е место.
Обсуждалась в свое время и идея создания финцентра в Казани, который смог бы представлять интересы России в исламском финансовом мире. Но и здесь у РФ уже появился сильный конкурент в лице Казахстана.
Глава "Барклайс Капитал" в России Роберт Форесман считает, что Москва имеет все условия, чтобы превратиться в МФЦ, поскольку находится в центре глобальных часовых поясов, а также в центре глобальных торговых путей. При этом он отмечает, что пока, несмотря на все усилия властей, Москва не играет заметной роли в международной торговле на товарных рынках, хотя и является мировым лидером в области добычи полезных ископаемых и производства сырьевых товаров.
Мы строили, строили...
Политика России относительно МФЦ остается очень противоречивой. С одной стороны, в концепции заявлено, что государство будет последовательно проводить приватизацию госкомпаний для развития отечественного финцентра, с другой стороны, Сбербанк может провести IPO в Лондоне. На сегодняшний день сложно представить, что западным компаниям будет интересно размещение в России, пока даже российские компании предпочитают проведение IPO и SPO в Лондоне, уверен старший аналитик ИГ "Норд-Капитал" Роман Ткачук. "К примеру, российские золотодобытчики "Полюс-Золото" и "Полиметалл" недавно сменили "прописку" c Москвы на Лондон. Пока российские компании отдают предпочтение западным площадкам, сложно говорить о привлечении инвестиций", - отмечает эксперт.
В годы бурного развития российского фондового рынка перед Россией встал вопрос ребром: нужно было либо изо всех сил пытаться создать свой собственный финансовый центр, чтобы быстро растущий внутренний частный сектор не продавал акции иностранцам, либо смириться с исчезновением национального финансового рынка как такового. Формально Россия пошла по первому пути, однако цифры говорят об обратном. В прошлом году эмитенты из России привлекли на IPO в Москве 2 млрд долл., а в Лондоне - 3,1 млрд долл. При этом в текущем году компании из России уже вдвое увеличили этот показатель, а крупнейшее российское IPO (Mail.ru Group) прошло в Лондоне, а не на ММВБ.
Сейчас действует закон, согласно которому российская компания может размещать за рубежом не более 25% акций, однако уже с 2013г. ФСФР позволит российским эмитентам выбрасывать на иностранные фондовые рынки до 100% акций. Это позволит компаниям привлечь больше средств, но как это согласуется с намерением создать собственный МФЦ? Директор департамента международных рынков ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" Виктор Гармашев считает, что регулятор в данном вопросе озабочен скорее потребностями компаний, чем протекционизмом. "Регулятор понимает, что эмитентам нужно больше инвестиций. В России капитал короткий и спекулятивный, а качественный иностранный капитал не торопится в Россию – российские компании сами приходят к нему", - объясняет эксперт.
В течение последних лет регуляторы активно принимали законы, позволяющие улучшить инфраструктуру отечественного фондового рынка: был принят закон об инсайде, объединяются биржи, создается центральный депозитарий, иностранным брокерам почти разрешили прямой доступ на ММВБ, МГИМО начинает выдачу дипломов специалистов фондового рынка, по стране колесят поезда финансовой грамотности, а компании вместе с капиталом все равно упрямо уходят за рубеж.
А оно нам надо?
Казалось бы, о каком МФЦ в России может идти речь, если в нашей стране нужно решать множество других, более важных проблем: высокая смертность, низкое качество жизни, сырьевая зависимость, проблемы с образованием, плохие дороги, наконец. Однако перед Китаем стояли те же проблемы и еще сотня других, тем не менее Гонконг стал глобальным финансовым центром, и теперь уровень жизни в этом городе выше среднеевропейского.
По идее, МФЦ имеет только плюсы для всех: населения, бизнеса и власти. Первые получают высокооплачиваемую работу, вторые – доступ к капиталу инвесторов, третьи – доходы в бюджет и повышение статуса. От того, сможет ли Россия привлечь глобальные финансовые потоки, зависит стабильность ее экономики и положение на международной арене. Именно поэтому проект МФЦ является скорее "имиджевым", чем жизненно необходимым. Развитое государство с амбициями мирового лидера не может позволить себе не иметь МФЦ.
Опрошенные РБК эксперты на вопрос о том, нужен ли России собственный финцентр, отвечают однозначно: нужен. В первую очередь финцентр позволит России привлекать инвестиции, с которыми пока туго. Пока международный капитал движется из страны: в начале ноября Банк России повысил прогноз по оттоку капитала на текущий год вдвое - до 70 млрд долл., что характеризует текущий инвестклимат как резко негативный.
Большие надежды
Девиз Лондонской фондовой биржи гласит: Dictum Meum Pactum ("Мое слово - моя гарантия"). И это действительно так. В течение десятков лет Лондон остается самой надежной площадкой для эмитентов и инвесторов, где ни у кого не возникает сомнений, что их права будут защищены, государство не станет вмешиваться в дела компании, а привлеченный капитал будет ликвидным и долгосрочным. Можно ли такое сказать о Москве?
Oliver Wyman (Marsh & McLennan), консалтинговая компания с мировым именем, в мае 2011г. провела опрос иностранных инвесторов, банкиров и профучастников на тему: "Москва как финансовый центр". Среди ответов экспертов на просьбу назвать конкурентные преимущества Москвы как МФЦ есть ответ весьма своеобразный: "Правительство, доброжелательно настроенное по отношению к бизнесу, низкие налоги, высокая плотность населения, хорошие дороги, прекрасно управляемый администрацией город, превосходные возможности для исследований, высококвалифицированные ученые". Остается только надеяться, что когда-нибудь это станет девизом московского финансового центра.
Алина Евстигнеева, РБК