Эксплуатанта разбившегося в Казани Boeing может ждать поглощение
В начале ноября АК "Татарстан" оказалась в центре очередного конфликта. Руководство местного международного аэропорта подало против компании иск в арбитраж, указав, что за три года долг перевозчика за обслуживание самолетов достиг 266 млн руб., отмечают местные СМИ.
Досудебное разбирательство с местным аэропортом в 2013г. не увенчалось успехом. В итоге с 12 ноября компании пришлось отменить сразу семь рейсов, в том числе в Минеральные Воды, Киев, Астрахань и в некоторые другие города.
Ситуацию нельзя назвать из ряда вон выходящей: в 2009г. АК уже сталкивалась с подобной проблемой, однако тогда объем задолженности был значительно ниже.
Авиакомпания "Татарстан" была создана в 1999г. За последние годы карта полетов пополнилась не только российскими городами и городами стран СНГ, но и зарубежными столицами - Прагой и Стамбулом. Также она выполняет чартерные рейсы по 40 направлениям.
Базовым аэропортом остается международный аэропорт Казань, узловым - Домодедово. Самолетный парк укомплектован отечественными и зарубежными самолетами: Airbus A319, Boeing 737-500 BBN, Boeing 737-400, Tу-154 R и другими моделями. В 2011г. количество перевезенных пассажиров превысило 590 тыс. человек, в 2012г. пассажиров было чуть меньше 500 тыс.
В ноябре 2011г. правительство республики огласило планы по объединению авиакомпаний "Татарстан" и "Ак Барс Аэро". Ожидалось, что после объединения сертификат одной из компаний будет отозван, однако эти планы приказали долго жить: в декабре у "Татарстана" появился новый гендиректор Аксан Гиниятуллин.
В марте 2012г. АК "Татарстан" была приватизирована "Ак Барс холдингом". В марте первая компания сообщила об амбициозных планах привлечь финансирование в объеме 6,1 млрд руб. для создания на своей базе нового перевозчика — Приволжской региональной авиакомпании с пассажиропотоком на уровне 2,4 млн человек в год и флотом в 40 самолетов.
В сентябре 2013г. А.Гиниятуллин объявил, что объединения с "АК Барс Аэро", скорее всего, не будет, и компании продолжат работать в сегменте деловой и коммерческой авиации, не пересекаясь.
Теперь же на планах по созданию Приволжской региональной авиакомпании может быть поставлен крест, а проект объединения с "Ак Барс Аэро", напротив, ждет второе рождение, утверждают собеседники РБК, знакомые с ситуацией в отрасли.
Трагедия, отозвавшаяся во всем мире
Вечером 17 ноября около 19:26 мск самолет Boeing 737-500, следовавший из московского Домодедово, разбился в аэропорту Казани. Жертвами трагедии стали 50 человек, в том числе глава УФСБ Татарстана, генерал-майор Александр Антонов и сын главы республики Рустама Минниханова Ирек.
По предварительным данным, лайнер начал заходить на посадку, однако по неизвестной причине пилоты решили уйти на второй круг, и при повторной посадке самолет врезался в землю и загорелся.
Практически сразу после катастрофы на место трагедии прибыли сотрудники СКР и МАК.
Свои соболезнования в связи с трагедией выразили вице-премьеры России Аркадий Дворкович, Дмитрий Рогозин, губернатор Новгородской области Сергей Митин, премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин, а также министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс, посол США в России Майкл Макфол
Человеческий фактор как основная версия
Силовики уже изъяли техническую документацию у компании, а также образцы топлива с места трагедии. Сразу появились несколько рабочих версий: ошибка экипажа, техническая неисправность, плохие погодные условия и некачественное топливо.
Эксперты полагают, что диспетчеры или наземные службы к трагедии не причастны. "Международный аэропорт Казани незадолго до этого готовился к Универсиаде и приему большого количества бортов, поэтому был отремонтирован и оснащен по последнему слову техники", - рассказал "Известиям" заместитель председателя профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. Он склоняется к версии об ошибке пилота.
Версию с погодой местные синоптики и диспетчеры забраковали практически сразу: видимость, несмотря на позднее время суток, составляла до 5 тыс. м. А вот техническое состояние самолета вызывает больше вопросов: лайнер был выпущен в июне 1990г., он работал во Франции и Уганде, Бразилии, Румынии и Болгарии. АК "Татарстан" приобрела самолет в лизинг в 2008г. Однако, по заверениям представителей оперативного штаба по ликвидации последствий ЧС, опирающихся на документацию, лайнер еще не выработал свой летный ресурс.
Версия с ошибкой пилота выглядит наиболее убедительной. По данным "Известий", командир лайнера Рустем Салихов лишь недавно занял свое рабочее кресло, помогать в полете ему должен был опытный второй пилот. В итоге экипажу просто не могло хватить профессионализма, чтобы посадить судно.
Ряд летчиков-испытателей, работавших с этой моделью самолета, в частности, Магомед Толбоев, считают, что экипаж мог допустить ошибку, не выдержать глиссаду, в результате чего подломилось шасси, и лайнер врезался в землю, пишет "Коммерсантъ". По данным "Московского комсомольца", к версии об ошибке экипажа склоняются и в правоохранительных органах.
Однако называть окончательную причину можно будет лишь после того, как удастся расшифровать "черные ящики" лайнера. Компания Boeing уже объявила о готовности предоставить техническое содействие в расследовании причин авиакатастрофы.