"Газметалл" объединяется с Индустриальным союзом Донбасса
"Газметалл" Алишера Усманова ведет переговоры о слиянии с украинским Индустриальным союзом Донбасса Сергея Таруты и Виталия Гайдука. Как пишет сегодня газета "Коммерсантъ", контроль в объединенной компании стоимостью 17-20 млрд долл. должна получить российская сторона.
Любопытно, что "Газметаллу", у которого избыток железной руды, удалось достичь предварительного соглашения с украинцам как раз тогда, когда у них возникли большие проблемы с сырьем. Создал эти проблемы другой партнер Алишера Усманова на Украине – "Смарт-групп" Вадима Новинского.
Как рассказал "Коммерсанту" один из участников рынка, "Газметалл", на базе которого в конце 2006г. консолидированы метактивы Алишера Усманова и его партнеров, уже около месяца ведет переговоры о слиянии со вторым по величине метхолдингом Украины – Индустриальным союзом Донбасса (ИСД). Последний на паритетных началах контролируют украинский предприниматель Сергей Тарута и секретарь национальной безопасности и обороны страны Виталий Гайдук. Источник издания на Украине уточнил, что 17 февраля с.г. стороны уже подписали меморандум о намерениях. Контроль в объединенной компании должен получить "Газметалл".
Вчера гендиректор "Газметалла" Максим Басов подтвердил "наличие консультаций между сторонами". По его словам, созданы рабочие группы, которые занимаются "проработкой возможностей для интеграции". "Выводы и рекомендации должны быть сделаны и переданы акционерам обеих компаний в ближайшие месяцы",– уточнил глава "Газметалла". Связаться с Сергеем Тарутой не удалось. Вице-президент компании "Индустриальная группа" (управляет металлургическими активами ИСД) Александр Пилипенко заявил, что "ничего не слышал о переговорах с "Газметаллом".
ИСД контролирует Алчевский, Краматорский и Днепропетровский меткомбинаты, Днепропетровский трубный завод, Алчевский коксохимзавод, Dunareff в Венгрии, Huta Chestochowa и Lozenc в Польше, а также 50% Duferco Int Trading Holding. Заводы ИСД выпускают почти 10 млн тонн стали, его годовая выручка – около 3,5 млрд долл.
В "Газметалл" входят Лебединский и Михайловский ГОКи, Оскольский электрометаллургический комбинат и "Уральская сталь". Они выпускают около 6 млн тонн стали и около 40 млн тонн железорудного сырья (40% российского производства). Выручка "Газметалла" – около 5 млрд долл. 50% в компании принадлежит Алишеру Усманову, 30% – фонду депутата Госдумы Андрея Скоча, 20% – Василию Анисимову.
Алексей Морозов из UBS считает, что сделка будет "очень удачной". По расчетам аналитика, ИСД стоит около 5 млрд долл. "Газметалл" оценивает себя в 12 млрд долл. Президент Союза доменщиков Украины Владимир Терещенко считает, что ИСД стоит дороже – до 7 млрд долл., то есть капитализация объединенной компании может достигнуть 20 млрд долл. "Она будет сбалансирована по сырью, которого у "Газметалла" избыток, а у ИСД – нехватка",– отмечает Алексей Морозов, подчеркивая, что "Газметалл" через ИСД выйдет на европейский рынок дорогостоящего проката.
Ранее "Газметалл" вел переговоры об объединении со многими участниками рынка, в частности с владельцем "Северстали" Алексеем Мордашовым и главой крупнейшего на Украине "Метинвест холдинга" Ринатом Ахметовым. При этом последний, как говорят в "Метинвесте", не отказал "Газметаллу", а попросил время для оценки ситуации. Не исключено, что камнем преткновения между "Газметаллом" и "Метинвестом" стало распределение долей – компании сопоставимы по размерам.
У ИСД, помимо меньшей стоимости, оказалось одно слабое место – отсутствие сырьевой базы. Чем это чревато, ИСД недавно узнал на практике. В начале года он вступил в сырьевую войну со "Смарт-групп" Вадима Новинского и группой "Приват" Игоря Коломойского. В результате ИСД начал демонстративно покупать концентрат у бразильской Mineracoes Braserias Reundias S.A. по вдвое более высокой цене. Примечательно, что переговоры с "Газметаллом" начались как раз на фоне этого конфликта. Еще более интересно, что "Смарт-групп" до сих пор выступала партнером "Газметалла" по украинским проектам. В частности, компании совместно участвуют в достройке Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд.