Госдума может ввести ЕГАИС на новые рынки
Разработчики проекта ссылаются на необходимость жесткой борьбы с контрафактом при вступлении России в ВТО. Эксперты ожидают, что подобные новшества будут обрушивать товарные рынки по той же схеме, которая уже обрушила алкогольный рынок летом 2006 года.
Как стало известно газете "Коммерсантъ", межведомственная рабочая группа, созданная в 2007 году по инициативе ФСБ с участием представителей МВД, Минюста, Генпрокуратуры, МЭРТа, Минтранса, депутатов Госдумы, закончила работу над законопроектом "О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ". По данным издания, законопроект предполагается внести в Госдуму в июне-июле 2007 года.
Законопроект дает определение понятиям контрафактной и фальсифицированной продукции и распределяет полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей в борьбе с оборотом контрафакта. Главное же предложение законопроекта – создание для борьбы с оборотом контрафактной продукции в отдельных товарных группах систем электронной маркировки подлинности продукции, аналогичных той, что применяется в ЕГАИС по учету оборота алкогольной продукции.
Как сообщил "Коммерсанту" один из разработчиков проекта, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, проект определяет список товаров, которые должны будут иметь специальную электронную маркировку. В список пока вошли аудио- и видеозаписи, фонограммы, программы для ЭВМ, лекарственные средства, биологически активные добавки, косметическая и парфюмерная продукция, строительные материалы, автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти к ним, взрывчатые вещества.
Маркировка, согласно текстам сопроводительных документов к проекту, будет представлять собой специальную марку со штрихкодом или радиочастотную метку. Технические требования к индивидуальному идентификатору товара будет устанавливать правительство, расходы на маркирование легального товара предполагается возложить на производителя в России или импортеров в случае импорта товара. Проектом предусмотрено, как и в случае с ЕГАИС, введение уголовной и административной ответственности за отказ от маркировки товара, передачи данных в системы учета. Таможенные органы проектов предлагается наделить правом приостанавливать ввоз контрафактных товаров по собственной инициативе – без заявлений правообладателей на торговые марки и товары. По данным издания, законопроект также предполагает ввести административную ответственность для покупателей немаркированных товаров, входящих в "спецгруппы", – пока в проекте штраф за покупку таких товаров составляет один МРОТ.
Документ пока не устанавливает конкретные сроки введения в действие систем, аналогичных ЕГАИС, для отдельных групп товаров. Как пишет "Коммерсантъ", систему предполагается тестировать на парфюмерно-косметической и фармацевтической отраслях. Правда, в отличие от ЕГАИС, речь идет не о системе налогового учета, а лишь о маркировке подлинности – проект не предполагает жесткого фискального контроля за оборотом подобной продукции. Впрочем, как следует из текста пояснительных записок к проекту, законопроектом предполагается, что все этапы движения товара из "спецгрупп" на рынке, от момента его появления или импорта до продажи конечному покупателю, будут фиксироваться в специальных базах данных. Кто конкретно будет их вести, еще не определено.
Законопроект пока неизвестен в бизнес-кругах, поэтому отраслевые эксперты комментируют его неохотно, ссылаясь на то, что конкретные условия введения информсистем борьбы с контрафактом еще неизвестны. Однако больше всего эксперты опасаются проблем, аналогичных проблемам с ЕГАИС летом 2006 года.
Главная же проблема законопроекта в том, что неизвестно, открытым или закрытым будет список "спецгрупп" товаров. В.Катренко не исключает, что список будут расширен в ходе обсуждения законопроекта "с учетом интересов потребителей и мнения бизнес-сообщества". По данным "Коммерсанта", в ранних версиях проекта право вводить обязательный учет и маркировку отдельных групп товаров предполагалось передать правительству. Таким образом, каким именно отраслям угрожают новые ЕГАИС, станет известно лишь к лету 2007 года.