Эксперты: «Лужники» и «Зенит-Арену» можно сделать прибыльными
На днях правительство утвердило программу подготовки России к чемпионату мира по футболу. Знаковое мероприятие обойдется стране примерно в 660 млрд рублей. В рамках этого бюджета строится пять стадионов, к возведению еще семи приступят в следующем году. Поскольку сметы стадионов имеют тенденцию к росту в процессе строительства, вопрос их выхода на траекторию прибыли начал обсуждаться уже сейчас.
Строители и инвесторы обновленных «Лужников» и новой «Зенит-Арены» говорят, что использование западного опыта поможет сделать эти проекты прибыльными. Для этого нужные параметры должны закладываться на уровне проекта, а сам проект – предполагать диверсифицированную программу эксплуатации.
В частности, утвержденный проект «Зенит-Арены» предполагает, что около четверти его площадей будет отдано под коммерческую эксплуатацию, а в нематчевые дни спортивная арена станет площадкой для проведения концертов, выставок, форумов и корпоративных мероприятий. Такой подход позволит стадиону в разумные сроки выйти на самоокупаемость и стать прибыльным.
«Чтобы сделать стадион прибыльным, надо стремиться к его максимальной загрузке различными мероприятиями - не только футбольными матчами, но и концертами, шоу, конференциями. Существенными статьями доходов, помимо продажи непосредственно билетов, являются продажа сезонных абонементов, VIP лож, скайбоксов, пакетов корпоративного гостеприимства, прав на название стадиона, кейтеринг», - рассказывает директор отдела корпоративных финансов КПМГ в России и СНГ Степан Светанков.
В качестве примера успешных проектов по строительству стадионов он приводит стадион Emirates, принадлежащий лондонскому «Арсеналу», который работает как многофункциональный комплекс. По словам С.Светанкова, доходы «Арсенала» от использования стадиона составляют более 40% от общей выручки клуба. На постсоветском пространстве самым успешным проектом является «Донбасс-Арена» донецкого «Шахтера», который может служить примером российским клубам в плане работы по загрузке стадиона и получения дополнительной прибыли».
В свою очередь директор офиса ИК «Финам» в Санкт-Петербурге Егор Прокофьев считает, что стадион может быть «отыгран» с точки зрения репутации для инвестировавших в столь крупный проект властей и с точки зрения возврата вложенных средств в случае создания на его основе прозрачной бизнес-структуры. Например, путем передачи управления объектом профессиональным управляющим (в идеале - независимому совету директоров) при регулярном раскрытии финансовой отчетности.
«Судя по концепциям проектов, предполагается, что значительную часть денег будущим аренам будут приносить не связанные с футболом статьи доходов – аренда помещений, проведение концертов, выставок», - считает эксперт.
Далее, по его мнению, следует разработать долгосрочную программу развития, на каждом этапе которой ведется открытая аудируемая отчетность.
«Если такой подход сможет соблюдаться продолжительный период, в среднесрочной перспективе стадион станет инвестиционным инструментом. Деньги, вырученные от продажи акций стадиона на бирже, могут быть направлены на реализацию других инфраструктурных объектов – строительство метро, дорог, мостов и т.д.», - резюмировал Е.Прокофьев.
Работы по возведению «Зенит-Арены» начались в 2007г. на месте стадиона имени Кирова на Крестовском острове. Автором проекта был японский архитектор Кисё Курокава, который уже строил стадион для ЧМ-2002 в Японии.
«Лужники» являются крупнейшей спортивной ареной в России и одной из крупнейших в мире - количество мест здесь превышает 78 тыс. Окончательного плана реконструкции стадиона пока нет, но власти склоняются к максимальному сохранению исторического облика строения. После реконструкции «Лужники» смогут вмещать около 80 тыс. болельщиков.