Госгарантии позволят КамАЗу сэкономить при размещении облигаций
Правительство предоставит КамАЗу гарантии на 35 млрд руб. под облигационные займы на ту же сумму. Гарантии распространяются только на погашение номинальной стоимости облигаций, но не на выплаты процентов, следует из опубликованного вчера распоряжения правительства.
Совет директоров КамАЗа одобрил размещение бумаг в конце мая, в ближайшие три года компания планирует разместить девять выпусков 15-летних биржевых облигаций. Деньги пойдут на инвестпрограмму, в которой предусмотрены модернизация производства, реинжиниринг и разработка нового семейства автомобилей. На эти цели до 2020 года КамАЗ направит 70,08 млрд руб. (примерно по 9 млрд руб. в год), из них 8 млрд уже потрачено, сказал представитель компании.
Госгарантии — эффективный механизм поддержки, считает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Автопром — одна из самых капиталоемких отраслей. Для предприятий важно, чтобы в период падения рынка не прерывался инвестиционный цикл, связанный с обновлением модельного ряда, модернизацией производств и локализацией компонентов, говорит она.
Чистая прибыль КамАЗа в 2013 году составила 4,36 млрд руб., отношение чистый долг к EBITDA составляло 1,4, следует из материалов компании.
Госгарантии — большая помощь, говорит руководитель дирекции анализа долговых инструментов финансовой корпорации «Уралсиб» Дмитрий Дудкин. По его словам, сейчас доходность по облигациям компании, поддержанным госгарантиями, могла бы составить около 10%. Сам автозавод рассчитывал разместиться по формуле «доходность ОФЗ плюс 1,5 п.п.», говорила в декабре 2013 года финансовый директор КамАЗа Елена Милинова. Сейчас цена размещения по этой формуле составила бы 10,88%. Доходность ОФЗ сильно выросла из-за роста ключевой ставки и компаниям, которые будут размещать бумаги без госгарантий, говорит Дудкин. С начала года Центробанк России трижды поднимал ключевую ставку, она выросла с 5,5 до 8%.
Средняя ставка по банковским кредитам для КамАЗа в 2013 году была на уровне 10–11%, следует из его отчета по МСФО. Но из-за санкций российские банки подняли ставки по кредитам для промпредприятий на 2 п.п., говорил неделю назад замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь.
ГАЗ в 2008–2010 годах тоже получал госгарантии, исполнил свои обязательства и вышел из них. В этом году компания заявку на получение госгарантий не подавала. Хотя в условиях падения рынка и высокой стоимости займов инвестирование в автопроме практически невозможно без госгарантий, считает Матвеева.
Производство грузовых автомобилей в первой половине 2014 года в России упало на 21%, подсчитала исследовательская компания «АСМ-Холдинг». По ее прогнозам, падение рынка по итогам года составит 9,6%. О падении рынка на 18–20% вчера доложил премьеру Дмитрию Медведеву и гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Медведев обещал найти способ стимуляции рынка.
В начале августа Минпромторг уже заявлял о намерении возобновить программу утилизации, использовавшуюся в 2010–2011 годах, и распространить ее не только на автомобильное производство, но и на транспортное машиностроение, судостроение и авиапром.
В июле правительство запретило покупку автомобилей для госнужд за пределами Таможенного союза (речь шла и о грузовых машинах). Тогда же президент Владимир Путин поручил Минфину найти средства для субсидирования процентной ставки по кредитам для АвтоВАЗа. Позднее заявку на участие в этой программе подала и группа ГАЗ.
После новостей о госгарантиях цена акций автопроизводителя, занимающего половину российского рынка тяжелых грузовиков, подскочила более чем на 10%. К закрытию торгов на Московской бирже акции КамАЗа подорожали на 6,4%, до 34,1 руб., на фоне роста индекса ММВБ на 0,65%.
Елизавета Добкина