Россия может потерять рыбный рынок
"Если сегодня Россия производит около 150 тыс. т переработанной конечной продукции, то на фоне 55 млн т общемирового продукта это тот мизер, который плачевен, на фоне того, что Россия обладает третьей позицией по запасу водно-биологических ресурсов", - отмечает в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" эксперт РБК по потребительскому рынку Надежда Геращенко.
До сих пор в рыбодобывающей отрасли не решены проблемы браконьерства, слабой базы рыбоохраны, несовершенства законодательства, оснащения флота современными рыбодобывающими судами и развития перерабатывающих мощностей внутри страны.
По этим причинам, большая часть импортных консервов - продукты конечной переработки той рыбы, которая выловлена в российских водах. По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, в структуре российского рынка рыбы и биоресурсов примерно 35% приходится на импорт. "Во всяком случае это абсолютно открытая информация, когда гонконгские компании получают от своего государства около 800 млн долл. именно для того, чтобы скупать всю (рыбу) в России", - подтверждает президент ГК "Ледово" Надежда Копытина.
Эксперты признают, что в России нет рыбы, потому что ее вылавливать нечем. А "траулеры, которые есть, не способны поднять со дна морского креветку". "Для этих целей в рыболовстве нужны атомные плавучие станции, каждая из которых стоит 450 млн евро. Их нужно около десятка, чтобы мы смогли присутствовать в мировом океане", - говорит Н. Геращенко.
Представители Росрыболовства намекают на то, что, если мы не будем осваивать примерно 200 видов различных биоресурсов, то Россию могут потеснить в ее же экономической зоне. За пределами таможенной 12-мильной зоны уже известны посягательства корейских, японских, норвежских судов в отношении этих территорий. Причем административные барьеры и высокие сборы вынуждают российский флот ходить не под российским флагом, а ориентироваться на зарубежные рынки.
"Как только российское судно заходит в российский порт, сразу же начинаются поборы. Даже занимаясь импортом морепродуктов в Россию, сразу же получаешь много счетов от разных портовых служб: за то, что ты привез, постоял, к розетке подключился. Все то же самое происходит с теми, кто сдает свежую рыбу", - констатирует Н. Копытина. А потом, наши порты непривлекательны и по временным затратам. Для сравнения, в Норвегии на все процедуры проверки судов и оформления выгрузки продукции тратится 1,5 часа, а в порту Мурманска — от 24 до 72 часов. А рыба, как известно, второй свежести не бывает.
В Минсельхозе понимают (в очередной раз с подачи президента В. Путина), что сейчас необходимо принимать программы по рыбопереработке. Ведь смогли сдвинуть с мертвой точки производство мяса птицы, которое тоже было катастрофическим. Но тогда, если уйдут иностранные инвестиции, нужно делать ставку не только на госбюджет. Или же создавать прозрачные правила игры для иностранных инвесторов и забывать о госконтроле.
Эксперты предупреждают, что российскому государству необходимо задуматься, как развивать рыбную отрасль дальше. Поскольку, если не принять решение сейчас, то в ближайшее время наша страна может потерять внутренний рынок и оказаться за бортом мирового океана.