Экономисты оценили влияние антиковидных выходных на российскую экономику
Согласно действующему производственному календарю, 4–7 ноября 2021 года и так должны быть выходными днями. Добавление трех нерабочих дней к ноябрьским праздникам не окажет заметного влияния на экономическую активность, если только на федеральном уровне не будут ужесточены карантинные ограничения, утверждают опрошенные РБК экономисты.
Дополнительные нерабочие дни присоединяли в 2021 году к майским праздникам, но тогда многие предприятия не приостанавливали работу, напоминает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. «Такой режим нерабочих дней сильно отличается от локдауна, который был в апреле—мае 2020 года. В том году один месяц жесткого локдауна стоил 1% годового ВВП. Сейчас же идет речь об одной неделе нерабочих дней в гибком формате», — пояснил Долгин.
Нынешний режим нерабочих дней, скорее всего, будет аналогичен майскому, утверждает федеральный чиновник (официально власти пока не комментировали этот вопрос). Это значит, что сотрудники, которые и так работают дистанционно или могут выполнять рабочие задачи в таком режиме, будут работать из дома. Что касается продовольственных магазинов, аптек и предприятий непрерывного цикла, в мае работодатели сами определяли внутренними приказами, кто и в каком количестве выходит физически на работу в «нерабочие» дни. Фактически отдыхать в эти дни из тех, кто должен был работать, будут очень мало людей.
Правда, сам факт ухудшения эпидемиологической обстановки — фактор риска для экономики, указывает Долгин. Не исключено, что этот фактор примет в расчет Центробанк на ближайшем заседании по ключевой ставке 22 октября. «С одной стороны, возможно дополнительное давление на экономическую активность, а с другой стороны, могут потребоваться дополнительные вливания из бюджета для поддержки экономики, что может быть расценено как проинфляционные риски в краткосрочной перспективе», — объяснил экономист (это фактор в пользу ужесточения денежно-кредитной политики. — РБК). Однако в более долгой перспективе ухудшение ситуации с коронавирусом может восприниматься как риск для экономического роста, что «ограничит среднесрочный потенциал повышения ставки».
Прямой потенциальный эффект дополнительных нерабочих дней в ноябре на деловую активность составит лишь 0,05–0,35% годового ВВП, оценил для РБК директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «Реально эффект, скорее всего, будет ближе к нижней грани», — считает он. Но чистый эффект может быть еще ниже, поскольку если ограничения достигают своей цели, то после их снятия теоретически становится возможна более высокая компенсирующая деловая активность, оговаривается Куликов.
Оценка экономиста АКРА основана на том, что при нормальной сезонности вклад первой недели ноября в производство ВВП составляет примерно 0,9–1,4%, а отклонение деловой активности от нормального уровня на время нерабочих дней составляет 5–25% по аналогии с майскими выходными и на основе экспертной оценки.
Параллельно регионы ужесточают антиковидные ограничения. В Санкт-Петербурге ввели систему QR-кодов для посещения кафе и ресторанов. «Ужесточение антиковидных ограничений на посещение ресторанов и других публичных мест может временно снизить потребительский спрос, но потом этот отложенный спрос все равно сможет реализоваться. Поэтому заметного негативного влияния на экономические показатели мы, вероятно, не увидим. Важнее, окажется ли это временной мерой или подобные ограничения продлят и дальше», — прокомментировал РБК директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.
Согласно действующему прогнозу Минэкономразвития, внесенному в конце сентября в Госдуму вместе с проектом бюджета, рост ВВП России в 2021 году должен составить 4,2%. Российская экономика превысила доковидный уровень, ВВП за восемь месяцев года вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4,7%, сказал накануне премьер-министр Михаил Мишустин.