Эксперты сравнили экономический кризис в России с тремя предыдущими
Чем пандемийный спад отличается от обвалов 1998, 2008 и 2014 годовПандемический кризис 2020 года окажется для России во многом мягче, чем предыдущие экономические кризисы, несмотря на очень резкие колебания деловой активности. Об этом говорится в обновленном макропрогнозе Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), поступившем в РБК.
Сравнивая динамику основных показателей в 2020 году и в течение кризисов 1998, 2008–2009 и 2014–2015 годов, АКРА приходит к выводу, что макрорынки в России сейчас испытывают существенно меньшее давление:
- внутренний валютный рынок показывает более стабильную динамику;
- относительно слабое изменение цен на импортные товары не приводит к повышенной инфляции;
- возникает меньше стимулов для оттока средств населения и компаний из банковской системы;
- в итоге общий уровень финансового стресса меньше — в частности, меньшее давление испытывает рынок заемных средств.
На фоне первой волны коронавируса весной 2020 года такие показатели, как розничный товарооборот, объем предоставляемых населению услуг и в целом деловая активность, обвалились рекордными темпами. Однако как только административные ограничения (локдаун) были смягчены, первая фаза восстановления также была рекордно быстрой, отмечает АКРА. Всплеск безработицы на данный момент исторически невысок. «Более стабильные макрорынки и цены на них означают, что временные потери эффективности производства и распределения товаров и услуг <...> не настолько велики, как можно было бы ожидать исходя из истории предыдущих кризисов», — пишет агентство.
Прогнозируемый спад ВВП России в 2020 году будет мягче относительно других стран, что действительно отличает этот кризис от предыдущих, говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Россия вошла в пандемический кризис «с хорошей стартовой точки»: ситуация характеризовалась низкой инфляцией, устойчивостью банковского сектора, существенными резервами и плавающим валютным курсом, объясняет экономист. Кроме того, чувствительность экономики к локдауну оказалась слабее из-за низкой доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП (20% ВВП, по данным Росстата). «Кризис 2020 года оказался тяжелым для всех, но конкурентные позиции России не ухудшились», — заключила она.
Относительно быстрое восстановление
АКРА в базовом сценарии своего макропрогноза ожидает восстановления экономики примерно теми же темпами, что и Минэкономразвития в официальном прогнозе. Экономисты ждут снижения экономики в 2020 году на 4,3%, а затем роста на 3,8, 3,3 и 2,8% в последующие три года. Правительство же в базовом сценарии ожидает, что падение ВВП в пандемийном 2020 году составит 3,9%, а в 2021 году экономика вырастет на 3,3%, а в 2022 и 2023 годах — на 3,4 и 3% соответственно.
Возвращение к предкризисному статус-кво, по мнению АКРА, может произойти к 2022–2023 годам. «В базовом сценарии мы видим возможность почти полной подстройки бизнеса и населения к новым условиям в течение 2020–2022 годов до состояния, в котором производительность труда будет очень близка к докризисному, уже в 2023 году», — говорится в прогнозе АКРА.
Базовый сценарий исходит из предпосылки, что ограничительные меры продлятся и в 2021 году хотя бы один-два месяца. Под такими мерами АКРА понимает не обязательно режим самоизоляции, но и запреты в отношении широкого круга организаций, ограничение проведения массовых мероприятий и т.п.
Агентство разработало и пессимистический сценарий, в котором более жесткие ограничительные меры применяются в течение трех-четырех месяцев в 2021 году. В таком случае рост ВВП в следующем году составит лишь 0,5% (после более глубокого падения на 5,3% в 2020 году). В этом же сценарии против России вводятся новые финансовые или экономические санкции.
Во всех трех сценариях (включая оптимистический) в среднесрочном периоде заложено укрепление рубля по сравнению с уровнями середины ноября 2020 года (75,6–75,8 руб. за доллар) — на 4–15%. Это станет возможно благодаря постепенному восстановлению спроса на основные товары, экспортируемые российскими производителями, а также снижению внешней оценки риска вложений в активы развивающихся стран, указывает АКРА.
Ограничения долгосрочного роста
По оценкам АКРА, при полной занятости и использовании производственных мощностей средние темпы роста российской экономики были бы близки к 1,5–2%, что совпадает с консенсусными оценками потенциального роста ВВП России. Это означает, что в базовом сценарии АКРА темпы роста в 2020–2023 годах будут выше потенциальных.
В макроэкономике потенциальный ВВП — это ненаблюдаемый показатель, который подразумевает максимальный уровень выпуска при полном использовании всех факторов производства и нормальной загрузке мощностей. Фактический уровень ВВП может быть выше потенциального, но в таком случае возникает риск перегрева экономики и роста инфляции.
С 2024 года потенциальный рост российского ВВП, вероятно, немного превысит 2%, считает АКРА. Это, в частности, станет возможным благодаря ожидаемому временному росту доступных трудовых ресурсов (отголоски беби-бума 1980-х годов плюс эффект пенсионной реформы). Кроме того, на потенциальные темпы могут положительно повлиять государственная политика повышения рождаемости и продолжительности активной жизни, государственное стимулирование инвестиций в основной капитал и развитие цифровых госуслуг, ожидает агентство.