Война в Ираке дестабилизирует мировые рынки нефти
Однако в том случае, если военная компания будет развиваться по краткосрочному сценарию, скорее всего, можно ожидать снижения котировок на нефть по окончании боевых действий. При этом масштабы падения могут быть непредсказуемо большими. Цена может опуститься ниже 20 долл. за баррель.
В том случае, если боевые действия будут иметь долгосрочный характер, мировые цены на углеводороды поднимутся и могут продолжительное время оставаться на повышенном уровне, колеблясь в диапазоне от 30 до 35 долл. за баррель (по мнению аналитиков Альфа-банка, цена на нефть может вырасти и до 80 долл. за баррель).
В любом случае военная операция в Ираке неблагоприятным образом отразится на мировом рынке нефти и может дестабилизировать его на значительное время.
Кроме того, война в Ираке значительно понизит кредитоспособность стран, зависимых от трансграничного финансирования. Последствия военной операции для этих стран будут более серьезными, чем для стран Ближнего Востока. Такая оценка высказана в докладе рейтингового агентства Standard&Poor's Ratings Services. Предположение основывается на гипотезе, что война с Ираком будет короткой. Если же она окажется затяжной, это отразится на понижении кредитных рейтингов из-за ряда ключевых рисков.
С точки зрения политических рисков, Standard&Poor's считает, что руководители государств Ближнего Востока могут противостоять политическим и экономическим шокам, что не приведет к потере широкой поддержки населением программ развития, ориентированных на рыночную экономику. При этом протесты, которые могут возникнуть, не будут серьезно угрожать существующей государственной структуре. Самые серьезные риски связаны с политическими ошибками, которые могут совершаться в стрессовой ситуации, что, в свою очередь, может привести к понижению рейтингов.
С точки зрения перспектив роста, продолжительная война будет держать цены на нефть на высоком уровне, что приведет к сокращению темпов развития экономки по всему миру, а это отразится на снижении торгового оборота и притока капитала. В такой ситуации рискам наиболее подвержены страны, прогноз рейтингов которых - негативный (Бразилия, Гватемала, Ямайка, Марокко и Филиппины).
С точки зрения финансовой гибкости, состояние нескольких государств (Бразилия, Израиль, Ливан, Филиппины и Турция) в настоящее время не самое благоприятное. Способность правительств этих стран увеличить объем поступлений в казну и уменьшить объем затрат снизит подверженность рискам, а понижение рейтингов ожидается лишь для тех стран, чьи правительства не справятся с поставленной задачей.
С точки зрения внешнего финансирования, неопределенность ситуации во время военных действий приведет к нежеланию принимать на себя дополнительные риски со стороны международных банков и инвесторов. В такой ситуации страны со значительными потребностями во внешнем финансировании (из государственного или частного сектора) будут находиться в менее благоприятной ситуации, чем те, которые в меньшей степени зависимы от притоков капитала. Таким образом, под угрозой понижения в случае продолжительных военных действий оказываются суверенные рейтинги Бразилии, Ямайки и Турции, в меньшей степени - Белиза, Доминиканской Республики, Мексики и Филиппин.