Минфин потерял статус подчиненного лично Мишустину министерства
Координация деятельности Минфина перешла к вице-премьеру — руководителю аппарата правительства Дмитрию Григоренко, следует из утвержденных премьер-министром Михаилом Мишустиным изменений в распределение обязанностей между своими заместителями. Копию документа опубликовал 20 марта Telegram-канал «Майский указ», его подлинность РБК подтвердил федеральный чиновник.
Минфин был единственным ведомством, выведенным за пределы ответственности вице-премьеров, — кураторство над ним осуществлял непосредственно премьер-министр. Однако теперь отвечать за работу финансового ведомства под руководством бывшего первого вице-премьера Антона Силуанова, а также подведомственных служб — Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной таможенной службы (ФТС), Федерального казначейства, Росалкогольрегулирования и Федеральной пробирной палаты — будет вице-премьер и глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и Минфина.
Согласно действующему распределению полномочий между заместителями премьер-министра Григоренко играет ключевую роль в новом составе правительства. До января 2020 года он был заместителем Михаила Мишустина в ФНС. За Григоренко, так же как и за первым вице-премьером Андреем Белоусовым, закреплено кураторство над общей реализацией национальных проектов. Ему перешел ряд полномочий, ранее закрепленных за первым вице-премьером, — управление госдолгом и госкредитами России (ранее эксклюзивная сфера Минфина и Силуанова), разработка и исполнение федерального бюджета, налоговая политика, регулирование в сфере алкоголя и спирта. Именно Григоренко предстоит завершить до конца 2020 года реформу контроля и надзора («регуляторная гильотина»).
Однако Росимущество, которое в январе 2020 года было передано Минфину от Минэкономразвития, будет курировать вице-премьер Марат Хуснуллин, отвечающий в правительстве Мишустина за госполитику в сфере строительства, управление госсобственностью и реализацию комплексного плана развития инфраструктуры.
На посту первого вице-премьера и министра финансов в кабинете Дмитрия Медведева Антон Силуанов продолжал курс бюджетной консолидации и накопления национальных резервов в Фонде национального благосостояния. После отставки правительства он сохранил пост главы Минфина, но перестал быть первым вице-премьером. В условиях обвала цен на нефть после разрыва сделки ОПЕК+ и сокращения спроса на энергоносители из-за введения странами жестких мер карантина для пресечения распространения коронавирусной инфекции накопленные ликвидные средства ФНБ сейчас являются источником покрытия бюджетного дефицита и гарантией исполнения обязательств государства.
Перед правительством Мишустина были поставлены задачи роста бюджетных расходов и ускорения роста ВВП, но спустя менее чем два месяца ситуация кардинально изменилась: пандемия коронавируса cтавит мировую и российскую экономику перед угрозой рецессии, сказал главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
«Сейчас на первый план выходят задачи обеспечения финансовой и экономической стабильности, а задачи развития явно отходят на второй. В данном случае экспертиза и опыт Силуанова будут более чем востребованы», — считает экономист. По его мнению, задача Григоренко будет исключительно административной — быть связующим звеном между Мишустиным и Силуановым, восстановить систему подчинения, которая существует между другими вице-премьерами и министрами. «Скорее всего, кураторство Григоренко будет техническим», — заключил Тихомиров.
Переподчинение Минфина от премьера-министра его заместителю — некоторая потеря в статусе для Силуанова, «второй шаг вниз» после поста первого вице-премьера, полагает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Это выглядит немного странно сейчас, ведь именно жесткая бюджетная политика, проводимая Силуановым, за которую его часто критиковали, и позволила накопить резервы, которые в текущей ситуации кризиса по всем фронтам так важны и для бюджета, и для экономики в целом, — отметила она.