Компании Владимира Лисина лишат доступа к шельфовым месторождениям
Официальный представитель Министерства энергетики пояснил «Известиям», что его ведомство поддерживает идею допуска на шельф только ЛУКОЙЛа, так как у этой компании есть и опыт работы, и возможность инвестировать крупные средства в освоение больших месторождений. Месторождения, принадлежащие «Севернефтегазу» и «Черноморнефтегазу», значительно меньше по запасам, а у самих компаний, по мнению властей, нет серьезного опыта работы на шельфе.
ЛУКОЙЛ разрабатывает на Балтике месторождение Кравцовское (Д-6), открытое в 1983 году и расположенное в 22 км западнее знаменитой Куршской косы. Глубина моря в районе месторождения составляет 25-35 м, а доказанные запасы месторождения оцениваются компанией в 25-27 млн т нефти. Добыча нефти на Кравцовском ведется с 2004 года и в последние годы постепенно снижается: в 2007 году здесь было добыто 877 тыс. т нефти, в 2010-м — 677 тыс. т, в 2012-м — 549,3 тыс. т, а в 2013-м — только 484,8 тыс. т. Всего с 2004 года на месторождении добыто более 6,3 млн т нефти.
В будущем ЛУКОЙЛ намерен заняться поисками новых месторождений на шельфе Балтийского моря. Кроме того, у компании есть участки на шельфе Каспийского и Азовского морей, но они под законодательство о разработке шельфа не подпадают, так как относятся по правовому статусу к внутренним водам.
У «Севернефтегаза» есть три выданные до 2008 года, когда был принят закон, закрепивший монополию на разработку шельфовых месторождений за госкомпаниями, лицензии на геологическое изучение участков на шельфе Баренцева моря к северу от Кольского полуострова. «Черноморнефтегаз» владеет разведочными лицензиями на два участка в Черном море.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, в текущих условиях санкций трудно разрабатывать шельф игроку без иностранного участия, российского стратегического партнера в лице «Роснефти» или «Газпрома» либо привлечения финансирования в несколько миллиардов долларов. В наибольшей степени это относится к Баренцеву морю — бурение одной разведочной скважины на шельфе северных морей оценивается в $100 млн.
В соответствии с действующим российским законодательством, осваивать шельф могут только компании с государственным участием и опытом работы на морских месторождениях не менее пяти лет. Под эти критерии подпадают только «Газпром» и «Роснефть». Исключением является ЛУКОЙЛ, который получил лицензии на месторождения на Каспии до корректировок в законах. Другие компании могут принимать участие в работе на шельфе, только участвуя в совместных предприятиях.
В начале 2014 года сообщалось, что разработанный в Министерстве природных ресурсов и экологии законопроект о допуске на шельф частных компаний не нашел поддержки в Министерстве энергетики. В ведомстве предложили допустить на шельф только ЛУКОЙЛ.
«Только ЛУКОЙЛ имеет для этого все основания, а другие нефтяники слишком мало вложили в свои проекты за последние несколько лет», — пояснил тогда источник в Минэнерго.
В начале 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании в Новом Уренгое, посвященном перспективам добычи на континентальном шельфе России, заявил, что темпы проведения геологического изучения недр российского шельфа, на который российские власти возлагают большие надежды в плане нефте- и газодобычи, пока недостаточны.
Позднее Минприроды отметило слабую геологическую изученность российского шельфа, которая в 10 раз ниже американского шельфа Чукотского моря и в 20 раз ниже шельфа Норвегии.
«Темпы работ по выданным лицензиям явно недостаточны для освоения шельфа. В 2008-2010 годах на шельфе было пробурено 11 скважин и открыто четыре месторождения. Для сравнения: в Норвегии за тот же период было пробурено 110 скважин и сделано 44 открытия», — заявил глава Минприроды Сергей Донской.
Евгений Калюков