Кипр согласился сдать владельцев российских офшоров
Подписанный накануне меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и кипрской комиссией по ценным бумагам "дает возможность и определяет рамки, при которых две комиссии смогут по запросам предоставлять необходимую друг другу информацию", пояснил изданию руководитель ФСФР Владимир Миловидов.
Речь идет об информации, которую служба получает от участников, а также о всех правовых нормах, подпадающих под регулирование финансовых служб, например, о сведениях по манипулированию ценами, нарушению законодательства, о выполнении правил поведения участников рынка, о соблюдении лицензионных требований.
Как отмечает издание, собственниками многих российских компаний являются компании-нерезиденты, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, а также странах с льготным налоговым режимом. По неофициальным данным, через офшоры проходит около 90% сделок на бирже РТС. Если обмен информацией с Кипром будет носить всеобъемлющий характер, ФСФР сможет получить сведения о конечных собственниках многих российских организаций разных секторов, а также финансовых структур - инвесткомпаний, брокеров и регистраторов.
Впрочем, эксперты отмечают, что ФСФР сможет получить не всю интересующую ее информацию. "Кипрский регулятор может открыть информацию о бенефициарах только лицензируемых им институтов и только в том случае, если ее предоставление не противоречит внутреннему законодательству Кипра", - пояснил партнер юридической компании "Линия права" Андрей Новаковский.
Так, кипрский регулятор не вправе предоставлять информацию, являющуюся банковской тайной, например проводки по счетам, рассказывает директор московского офиса консалтинговой компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. "Однако в определенных обстоятельствах, если, например, в России будет заведено уголовное дело на какую-либо компанию, кипрские регуляторы, скорее всего, предоставят всю необходимую информацию", - резюмирует эксперт.
По его мнению, это может привести к громким судебным процессам по поводу уклонения от уплаты налогов в полном объеме, а также к пересмотру условий уже заключенных сделок по приобретению активов.