Более 60% россиян в кризис стали экономить на новой одежде
В режиме экономии живет 71% россиян, годом ранее их доля составляла 62%, следует из данных международной исследовательской компании Nielsen за четвертый квартал 2015-го. В регулярном онлайн-опросе компании в ноябре 2015 года приняли участие более 30 тыс. потребителей из 60 стран мира, из них около 2% пришлось на Россию. Аналитики Nielsen еще не обработали данные своего глобального опроса в четвертом квартале 2015-го, но предоставили данные российского опроса.
Доля «экономных» россиян выросла и по сравнению с третьим кварталом 2015-го: с 68% в третьем до 71% в четвертом. Больше стали экономить на одежде (в четвертом квартале экономили 62% против 59% в третьем), ежегодном отпуске (39% против 30%), алкоголе (о переключении на более дешевые бренды в четвертом квартале заявили 30% против 26% в третьем).
Данные Nielsen коррелируют с показателями исследования поведения среднего класса «Потребительский индекс Иванова» Sberbank CIB. По данным экспертов Sberbank CIB, в четвертом квартале 2015-го доля россиян, которые перешли на более дешевые товары, достигла рекордных 70%.
Параллельно увеличивается и доля россиян, ощущающих кризис. Так, в четвертом квартале 2014 года 60% российских респондентов Nielsen признали, что российская экономика находится в кризисе, в четвертом квартале 2015-го такой ответ дали уже 81% россиян, причем почти половина респондентов — 48% — не ждет его окончания в 2016 году.
Национальная экономика — фактор, который вызывает самую большую озабоченность у опрошенных россиян, свидетельствуют данные Nielsen. Самые популярные ответы на вопрос «Какая причина вызывает у вас наибольшую обеспокоенность?» — это национальная экономика (этот фактор выбрали 17% респондентов), растущие цены на еду (14%) и война (12%). Аналитики Nielsen отмечают, что война в опроснике представлена как абстрактный фактор, не привязанный к конкретному военному конфликту.
В целом индекс потребительского доверия в России, который постоянно отслеживает Nielsen, снизился с 79 пунктов в четвертом квартале 2014 года до 74 пунктов в третьем квартале 2015-го и удержался на этом уровне в четвертом квартале. Nielsen рассчитывает свой индекс исходя из трех показателей — оценки потребителями их перспектив на рынке труда и уровня финансового благополучия в ближайший год и готовности тратить деньги. Для сравнения: по итогам третьего квартала индекс потребительского доверия в России был сопоставим с аналогичным показателем в Латвии (74 пункта) и Испании (75). Самые высокие показатели тогда продемонстрировали Таиланд (111), Индонезия (116) и Филиппины (117).
Индекс потребительской уверенности, который подсчитывает Росстат, в четвертом квартале 2015 года по сравнению с третьим кварталом снизился на 2 п.п., до минус 26%. Для последнего квартала года это худшее значение с 2000-го.