Бюджетные доходы снизились лишь в двух из 85 регионов России
Лидером по сокращению поступлений стал КрымДоходы консолидированных региональных бюджетов (регионы вместе с муниципалитетами) в 2021 году выросли на 18% к предыдущему году, до 17,55 трлн руб., следует из данных Федерального казначейства, которые изучил РБК. Без учета Москвы рост такой же (плюс 18%) — до 14,2 трлн руб.
Несмотря на общий рост бюджетных поступлений в регионах на 2,6 трлн руб., в отношении к ВВП они сократились впервые за семь лет, с пикового показателя 2020 года в 13,9% до 13,4% ВВП. Это произошло на фоне обесценения рублевой массы — инфляция в России в 2021 году оказалась максимальной за шесть лет. Но в целом доходы региональных бюджетов к ВВП в 2021 году все равно были намного выше среднего уровня последних десяти лет (12%) благодаря значительному объему федеральных трансфертов в субъекты с начала пандемии.
Снижение трансфертов для Крыма
Почти все российские регионы показали рост бюджетных доходов в прошлом году. Наибольший прирост продемонстрировали Липецкая, Тюменская и Вологодская области — на 49, 43 и 39% соответственно. Исключением стали два региона — Республика Крым и Чукотский автономный округ.
Если бюджет Чукотки недополучил только 0,46 млрд руб., или 0,9% доходов по сравнению с 2020 годом, то в Крыму их сокращение оказалось более значительным. Поступления в казну республики снизились (впервые за время нахождения в составе России) на 6,9 млрд руб., или на 3%, до 218,1 млрд руб.
Собственные доходы Крыма (налоговые и неналоговые) в 2021 году продемонстрировали рост — они увеличились с 61,6 млрд до 79,2 млрд руб., а сокращение общих доходов произошло за счет снижения безвозмездных перечислений Крыму из федерального бюджета — на 15%, или на 24,5 млрд руб., до 138,6 млрд руб. Собственные доходы республики растут с каждым годом, подчеркнули в Минфине Крыма в ответ на запрос РБК. Половину их обеспечили налог на прибыль (9 млрд руб.) и НДФЛ (31 млрд руб.), следует из данных Казначейства. Расходы Крыма в 2021 году остались на уровне предыдущего года — 223,5 млрд руб.
Трансферты регионам из федерального бюджета делятся на дотации, субсидии и субвенции. Среди них субвенции по определению не отражают никакой зависимости от центра, поскольку этими деньгами федеральное правительство обеспечивает финансирование переданных регионам собственных полномочий — например, по выплате пособий за рождение первого ребенка или по оплате услуг ЖКХ для определенных категорий граждан. Субсидии отражают софинансирование расходных обязательств федерального центра и субъекта. В узком смысле зависимость от федеральных средств показывают дотации — они позволяют покрыть нехватку собственных средств региона.
Доходы консолидированного бюджета Крыма сократились из-за снижения трансфертов, подтвердили РБК в Минфине России. На их размер повлияли замедление темпов распространения коронавируса, стабилизация экономической ситуации, а также поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета республики опережающими темпами, добавили в ведомстве. Сокращение трансфертов связано со снижением объемов финансирования федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» (в 2021 году они составили 33 млрд руб. против 60,4 млрд руб. в 2020 году), уточнили РБК в министерстве финансов Крыма. Там также отметили, что в 2020 году значительная часть трансфертов из федерального бюджета направлялась на автотрассу «Таврида», в то время как в 2021 году расходы на эти цели уже не осуществлялись в связи с окончанием строительства объекта.
В последние годы в Крыму было реализовано несколько мегапроектов на средства федерального бюджета. Наиболее крупными из них стало строительство Крымского моста, которое потребовало 228 млрд руб., а также реконструкция трассы «Таврида» стоимостью около 149,3 млрд руб. Госпрограмма социально-экономического развития полуострова предполагает выделение более 620 млрд руб. из федеральной казны в 2021–2025 годах.
Главные получатели дотаций
В 2021 году федеральные трансферты субъектам снизились на 100 млрд руб. по сравнению с рекордным показателем 2020 года и составили 3,68 трлн руб. В том числе регионы получили чуть более 1 трлн руб. в качестве дотаций — на 22% меньше, чем годом ранее. Более четверти всех дотаций, или 271 млрд руб., традиционно получили следующие пять регионов (их перечень не изменился по сравнению с 2020 годом):
- Дагестан (77,5 млрд руб.);
- Якутия (56,3 млрд руб.);
- Чечня (51,8 млрд руб.);
- Камчатский край (44,7 млрд руб.);
- Республика Крым (40,7 млрд руб.).
Для большинства субъектов — 72 — объем дотаций сократился по сравнению с 2020 годом. Наиболее ощутимое снижение было зафиксировано в Татарстане — с 25,2 млрд до менее чем 1 млрд руб. В 2020 году республика получила крупнейшую дотацию на компенсацию выпадающих доходов в связи с пандемией COVID-19 (22,4 млрд руб.), которой в 2021 году уже не было.
Несмотря на сокращение общей суммы дотаций, она все равно превышает допандемийный уровень на 10,7%, отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Снижение таких поступлений из федерального бюджета произошло по самодостаточным регионам, которые характеризуются высокой бюджетной обеспеченностью. В то же время в четырех из пяти субъектов с наибольшей суммой дотаций доля собственных доходов в общем бюджете составляет менее 30%, а в Якутии — около 60%. Однако даже в этих регионах наблюдается снижение дотаций к уровню 2020 года, отметила эксперт.
В 2021 году собственная доходная база регионов достигла 13,6 трлн руб. и превысила допандемийные уровни (рост на 24% по сравнению с 2019 годом), подчеркнули в Минфине.
Направления роста расходов
Совокупные расходы консолидированных бюджетов субъектов в 2021 году увеличились на 8% и составили почти 16,9 трлн руб., следует из данных Казначейства. Учитывая инфляцию 2021 года (8,4%) или дефлятор ВВП (плюс 16,4%), в реальном выражении расходная часть региональных бюджетов не выросла.
С точки зрения федерального Минфина, «опережение темпов роста доходов над темпами роста расходов свидетельствует о взвешенной бюджетной политике регионов». Бюджеты регионов удалось исполнить с максимальным с 2000 года профицитом в 661 млрд руб. (в 2020 году — дефицит 677 млрд руб.), указали в ведомстве.
В 2020 году расходы росли более активно — на 15%, указала старший директор, руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. А в 2021 году наращивание ассигнований произошло в тех разделах, где в 2020 году наблюдалось торможение в связи с антиковидными мерами, обратила внимание эксперт. Например, по разделу ЖКХ расходы регионов увеличились на 27% после снижения их на 3% в 2020 году. В абсолютном выражении они выросли на 358 млрд руб. — это более четверти общего прироста.
Расходы на образование стали больше в 2021 году почти на такую же сумму — на 345 млрд руб., отметила Анисимова. Увеличились и расходы на национальную экономику (на 10%, или 330 млрд руб.). Наибольший прирост произошел в тратах на транспорт (на 133 млрд руб.) и на дорожное хозяйство (на 150 млрд руб.).
Ассигнования на социальную политику в 2020 году увеличились на 24%, а в 2021 году — лишь на 4%, или на 125 млрд руб. Расходы на здравоохранение почти не выросли — плюс 1%, или 25 млрд руб., заключила экономист. В пандемийном 2020 году региональным расходам на медицину была задана высокая база: они выросли на 73%, превысив 2 трлн руб.
Несмотря на реструктуризацию коммерческого долга субъектов, расходы на его обслуживание возросли на 2% в 2021 году. Это отражение общего увеличения процентных ставок и выхода Москвы на рынок с большим относительно всего рынка субфедерального долга объемом заимствований, уверена Анисимова. В 2021 году Москва впервые после многолетнего перерыва вышла на рынок заимствований, разместив облигаций на 115 млрд руб. Агентство Moody's недавно предупредило, что ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ приведет к росту стоимости обслуживания долга для российских регионов в диапазоне от 7 млрд до 55 млрд руб. в год. Стоимость нового фондирования возросла с 4–6% год назад до 9–11% в феврале 2022 года. Наиболее чувствительным повышение ставки станет для Новгородской, Омской и Московской областей, а также Республики Коми, поскольку у них велика доля рыночного долга, отметило Moody's.