Эксперты: Неэффективность работы Минтранса является системной
В частности, премьер-министр Владимир Путин высказал мнение о существенных проблемах в системе и ее отставании от запросов рынка. При этом федеральная целевая программа развития транспортной системы предполагает объем финансирования 13,5 трлн рублей до 2015 года. Но многие эксперты признают, что львиная доля этих средств тратится не по назначению.
На днях в Москве прошла конференция, где авторитетные эксперты попытались разобраться в проблеме, внести некоторую ясность и, возможно, наметить пути выхода из кризиса в отрасли.
Так, координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов на вопрос о дороговизне строительства дорог отметил: "Причиной этому является тотальная коррупция и воровство в сфере строительства и обслуживания дорог. Для сравнения: в Европе средняя стоимость строительства одного километра четырехполосной трассы "под ключ" составляет 6 миллионов долларов, в России - 18 миллионов долларов. Про Китай с их ценами в 3 миллиона долларов я вообще молчу. Чтобы эту ситуацию переломить, за нее всерьез должны взяться правоохранительные органы".
Действительно, намеки на коррупцию, пронизавшую дорожное ведомство сверху донизу, звучат уже давно. Дошло даже до того, что международная общественная антикоррупционная организация Transparency International указала в одном из докладов, что за строительством трассы через Химкинский лес может скрываться личный интерес министра транспорта Игоря Левитина.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов продолжил тему. "Разрыв между нашими дорогами и дорогами в других странах огромен, как и в выделяемых на их ремонт и содержание средствах. Только зависимость, что называется, обратная. В Европе на дороги средств выделяется немного, но служат они дольше. У нас же средства выделяются гигантские, но дороги служат немного. Причин тому несколько… Сыграла свою роль извечная российская беспечность и отсутствие ответственности. Отчеты были, а дорог толком не было. Вряд ли нам удастся кардинально улучшить ситуацию с дорогами в ближайшее время", - приводит "Труд" слова эксперта.
Особенно показательны слова об отсутствии ответственности – а она ведь возложена именно на Минтранс просто в силу предназначения этого ведомства. Получается, что команда Игоря Левитина ни за что фактически не отвечает? Но тогда ждать улучшений и впрямь не стоит. Или речь о том, что чиновники дорожного ведомства не ответили за ряд громких провалов в отрасли? Похоже, оба варианта недопустимы и просто не должны иметь место в правительственной структуре, отмечает "Труд".
Напрашивается вывод, что неэффективность транспортного министерства заслуживает названия системной, по крайней мере при сохранении нынешней структуры и кадровой политики Минтранса, которым Игорь Левитин управляет вот уже семь лет, говорится в статье газеты. "Причина большой цены в строительстве дорог - коррупционная составляющая в сопутствующих работах: вывод предприятий, выкуп земли, перенос коммуникаций и т.д. Сейчас эти миллиарды, по сути, простаивают и будут брошены на ветер в значительной своей части", - уверен руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский.
Итак, говорится в статье "Труда", в "сухом" остатке: тотальные воровство и коррупция, беспечность и отсутствие ответственности. Но самое удивительное, отмечает автор статьи, что ситуация в этом направлении остается прежней: критика деятельности Минтранса и лично И.Левитина ничуть не мешает ему по-прежнему занимать свой пост.