На московском рынке нефти продолжается война
При этом, если в «предыдущем» собрании не приняли участия представители «Сибнефти» и «Татнефти», то в этом не участвовали представители Центральной топливной компании, которая контролируется мэрией Москвы. «Следы собственности» Московского нефтеперерабатывающего завода достаточно запутаны: до конвертации ЦТК, которая на 100% принадлежит московскому правительству, владела около 38% уставного капитала МНПЗ (51% обыкновенных акций), НК "Сибнефть" контролировала 37% обыкновенных акций завода, в том числе 20% - через Gregory Trading S.A. и 17% - через Richard Enterprises S.A., а ОАО "Татнефть" - 10% акций. ЦТК и нефтяной компании Sibir Energy также принадлежит по 50% акций МНК, которая является оператором МНПЗ.
Компанию Sibir Energy контролирует Ш.Чигиринский. Возможно, именно для того, чтобы «усилить права собственности», «сибнефтевское» собрание приняло новый устав общества, в котором зафиксирована возможность конвертации привилегированных акций предприятия в обыкновенные. В результате чего "Сибнефть" и "Татнефть" стали владельцами 56% уставного капитала МНПЗ и объединили свои акции в один пакет. Были расширены также полномочия совета директоров НПЗ.
На первый взгляд, патовая ситуация продолжается: на заводе два совета директоров, два гендиректора, в судах продолжают лежать иски, поданные обоими собственниками (московской мэрией и тандемом Сибнефти-Татнефти вместе с миноритариями). Однако противникам московского правительства удалось перевести реестр акционеров ООО «Московский НПЗ» из центрального московского депозитария (ЦМД) в компанию-регистратор "Альпари", 50% акций которой принадлежат акционерам регистратора "Р.О.С.Т.". А половина акций компании-регистратора принадлежит акционерам «Сибнефти», причем она же ведет реестр акционеров самого нефтяного гиганта. Перевод реестра был совершен несмотря на то, что 17 октября вступило в силу решение Басманного межрайонного суда Москвы, запрещающее это делать.
Пока "Альпари" не готовил списков акционеров для участия в собраниях акционеров МНПЗ, однако передачу реестра другому регистратору можно рассматривать как попытку "Сибнефти" подстраховать свои риски и усилить свои позиции в споре за право контролировать МНПЗ. Непосвященному может показаться, что идет «нормальная» война за собственность. Однако война идет не за размер доходов, а за контроль над московским и подмосковным топливным рынком. Фактически, за монополию на этом рынке. И если московскому правительству по понятным причинам сверхвысокие цены на бензин не нужны, то топливным гигантам - очень. Ведь цены на бензин и дизтопливо в России ниже мировых, а в условиях, когда разведанных запасов нефти в стране может хватить лишь на 20-25 лет, российским «нефтяным сестрам» нужны высокие цены. Геологоразведка их почему-то интересует меньше.