Эксперты ВШЭ предложили «умную оптимизацию» госаппарата
России нужна масштабная программа цифровой трансформации государственного управления с одновременной оптимизацией чиновников, занятых рутинными функциями, — к такому выводу пришли авторы доклада НИУ ВШЭ «Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный маневр в численности госслужащих» (есть у РБК). В центральных аппаратах 52 федеральных органов власти можно «относительно безболезненно высвободить» до 11% работающих госслужащих — около 2267 из 19 973 фактически занятых, считают авторы доклада.
Внедрение ИТ-систем в госуправление, по замыслу авторов доклада, должно сопровождаться в целом сокращением рутинных операций, которые сейчас в федеральных министерствах и ведомствах достигают в среднем порядка 30%. Эксперты ВШЭ предлагают высвободить до 28% штатных единиц (то есть до 6799) относительно их предельной численности (24 505) с учетом сокращения вакансий.
Высвободившихся в результате оптимизации федеральных гражданских служащих необходимо в первую очередь перенаправить на существенное усиление профильных и аналитических функций в центральных аппаратах федеральных органов власти, полагают авторы исследования. Иными словами, чиновников предлагается не уволить и отправить в «свободное плавание», а трудоустроить с изменением функций.
Исторически сложившаяся численность федеральных органов власти не отвечает ее реальной потребности после многократного изменения в последние годы осуществляемых ими функций и полномочий, подчеркивают во ВШЭ.
Например, сейчас федеральным министерством с наибольшей предельной численностью чиновников является Минэкономразвития. Вместе с тем, по оценкам экспертов ВШЭ, если соотнести численность с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, то федеральным органом власти с наибольшей численностью должен быть Минпромторг.
Без цифровизации госполитика останется «реактивной»
Минимизировать выполнение низкоквалифицированных рутинных операций в федеральных ведомствах за счет масштабной автоматизации и внедрения искусственного интеллекта возможно путем наращивания аналитических компетенций внутри госаппарата, указывают эксперты ВШЭ.
Если на нижних уровнях организационной структуры есть возможности экономии, сокращения менеджеров и чиновников, то там, где принимаются решения, напротив, необходимо расширение и усиление кадрового корпуса, поясняют авторы исследования. Речь идет об аналитиках, прогнозистах, экспертах, с одной стороны, и группы постановщиков задач и дизайнеров цифровых управляющих систем, с другой. Новые люди в системе управления должны быть более свободны, разгружены от текущих (даже нерутинных) задач и обладать прежде всего не исполнительностью, а широким кругозором, считают эксперты ВШЭ.
«Без подобного роста «управленческого мозга» государственный организм просто не будет способен вести какую-либо политику, кроме реактивной. Он будет буквально задавлен на порядок возросшим объемом полезной информации, которую нельзя игнорировать, но невозможно осмыслить», — считает один из руководителей авторского коллектива доклада, проректор ВШЭ Андрей Жулин. По его словам, рост располагаемых данных в распоряжении власти должен обеспечиваться развитием экспертно-аналитической, модельной и прогнозной составляющих в «штабах» госуправления — прежде всего в аппарате правительства и центральных аппаратах федеральных министерств.
По мнению Жулина, многие департаменты аппарата правительства в настоящий момент перегружены текучкой. «В результате аппарат правительства критически зависит от предложений ведомств. Необходимы дополнительные ресурсы и компетенции для подразделений аппарата, особенно тех, где сосредоточены регулирование и координация нескольких отраслей», — считает он.
В ноябре 2020 года правительство объявило об оптимизации госаппарата. В центральных аппаратах численность чиновников должна быть сокращена на 5%, в территориальных органах — на 10%. Однако при текущем уровне вакансий в федеральных органах исполнительной власти (в среднем около 18%) в основном будут сокращены не реальные государственные гражданские служащие, а вакантные позиции, замечают авторы доклада.
Эксперты ВШЭ предлагают провести «умную оптимизацию» госаппарата, предполагающую не пропорциональное сокращение на 5, 10 или 20% сотрудников министерств и ведомств, а приведение численности госслужащих в соответствие с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, установленными целями и конечными результатами. То есть сокращение госслужащих должно быть различным в зависимости от ведомства. Кроме того, необходимо создание устойчивого механизма поддержания оптимальной численности госаппарата с учетом новых квалификационных требований в эпоху цифровизации.
«Умную оптимизацию» можно провести за счет высвобождения и перераспределения избыточной численности госслужащих с одних (непрофильных, обеспечивающих) на другие (профильные, аналитические) области деятельности.
Необходимы государственные think tanks
Мощный блок собственных аналитиков, обладающих разносторонними компетенциями по анализу big data, первичных данных из различных государственных и негосударственных источников, владеющих различными методами их сбора и аудита, должен выполнить роль драйвера цифровой трансформации госсектора. Резкое усиление экспертизы внутри правительства и министерств (in-house) для поиска альтернатив решения системных проблем и текущей аналитической поддержки создаст условия для цифрового прорыва, рассчитывают авторы доклада.
Необходимо наращивать «мозговые центры» (think tanks или brain centers), работающие как в интересах правительства, так и федеральных министерств. Их основная задача — на основе анализа и моделирования больших данных позволить государству видеть существующие и наиболее вероятные в будущем тенденции и процессы, обеспечивать системный и объективный взгляд на самые трудные проблемы и непростые, иногда болезненные решения при отстаивании общегосударственных интересов.
«Должен появиться системный механизм для проведения глубокой аналитики разрабатываемых федеральными ведомствами решений с возможностью формировать независимое и компетентное мнение по содержательным вопросам, содействовать повышению эффективности деятельности госаппарата», — резюмирует Жулин.
Преимущество цифровых управленческих систем еще и в исключении влияния субъективного фактора (так называемой проблемы агентов) на принятие решений и контроль их исполнения. Это позволяет впервые не просто поставить вопрос о преодолении коррупции, затягивания выполнения решений или их существенного искажения (подмены) на этапе реализации, но и планировать в этой части реальные достижения, утверждают в ВШЭ.