Ангола решила выйти из ОПЕК, сообщил министр минеральных ресурсов, нефти и газа страны Диамантино де Азеведо, передает Angola Press News Agency.
Решение было принято на заседании совета министров под председательством президента Жуана Лоуренсу.
ОПЕК — объединение стран — экспортеров нефти. После выхода Анголы в нем остаются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия и Экваториальная Гвинея.
Страны, которые не входят в ОПЕК, на фоне падения цен на нефть в середине 2010-х годов объединились с ОПЕК в альянс ОПЕК+. Сегодня в ОПЕК+ (не считая самой ОПЕК) входят десять государств, включая Россию, Казахстан и Мексику. Со следующего года к объединению присоединится Бразилия, которая пока не будет участвовать в соглашениях по снижению добычи в рамках ОПЕК+.
С октября прошлого года страны ОПЕК ввели квоты на добычу нефти: тогда Россия и другие участники объединения договорились снизить добычу на 2 млн барр. в сутки (б/с) ниже уровня августа 2022 года. В этом соглашении не участвуют Иран, Ливия и Венесуэла.
Почему Ангола выходит из ОПЕК
Разногласия Анголы с ОПЕК обострились после того, как страна 30 ноября отклонила новую квоту на добычу, которую ей предоставила организация. Ее представитель в ОПЕК Эштеван Педру заявил, что планирует ее нарушить: добывать 1,18 млн б/с, а не установленный ОПЕК объем (1,11 млн б/с, который к тому же был снижен на 117 тыс. б/с 30 ноября). «Вопрос о том, остается ли Ангола в ОПЕК, решается на самом высоком уровне», — добавил он. При этом 23 ноября Педру говорил, что Ангола не планирует выходить из организации на фоне полемики по поводу объема квот.
В Bloomberg отмечали, что в июне глава Минэнерго Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман подтолкнул Анголу, Конго и Нигерию к достижению соглашений для определения целевых показателей добычи на 2024 год. Сделка была достигнута: с начала 2024 года квоты снизятся еще на 1,4 млн б/с по сравнению с периодом с ноября 2022 года по декабрь 2023-го, до 40,46 млн б/с. Они будут действовать до конца декабря 2024 года.
Условием ее заключения для трех африканских стран было проведение аудита, который показал снижение мощностей по добыче нефти, что в итоге привело к снижению квоты для них.
С точки зрения объема добычи выход Анголы не является существенным потрясением для картеля, предположил Даниил Болотских, ведущий аналитик «Цифра брокер». Добыча Анголы в ноябре 2023 года составила 1,13 млн б/с при разрешенном уровне в 1,455 млн б/с. То есть страна добывала меньше, чем это было разрешено в рамках соглашений, а ее доля не превышает 5% от добычи ОПЕК. Выход Анголы скорее опасен тем, что создает неприятный прецедент в рамках картеля и может повлиять на настроения инвесторов, отметил Болотских.
В преддверии последней встречи ОПЕК+ 30 ноября ходили слухи о нежелании африканских стран сокращать добычу, сказал Болотских, а по итогам последней встречи квота Анголы была снижена до 1,11 млн б/с против 1,28 млн б/с в прошлом соглашении. Тем временем сама страна летом заявляла, что хотела бы стабилизировать добычу на уровне 1,2 млн б/с, поэтому снижение квот именно так воспринимается Анголой.
Выхода Анголы из ОПЕК следовало ожидать, потому что разногласия проявились 30 ноября на онлайн-заседании ОПЕК+, отметил Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России. До этого, как отметил эксперт, несколько месяцев подряд Саудовская Аравия вела переговоры с Анголой.
Ангола добывает 1,1 млн б/с, ее доля в добыче ОПЕК составляет порядка 3,5%, подсчитал Дмитрий Лютягин, независимый аналитик нефтегазовой отрасли, но если сравнивать с добычей всей ОПЕК+, то доля падает уже ниже 3%, а если с мировым показателем — то порядка 1,1%. С точки зрения дальнейшей координации действий эксперт уверен, что Ангола, как и Россия, будет участвовать в процессах, связанных с согласованием объемов добычи, распределением объемов, квот. Выход Анголы из ОПЕК Лютягин объясняет тем, что она не хочет работать в рамках жестких квот, соответственно, страна более заинтересована действовать в формате ОПЕК+. По мнению аналитика, в определенной степени выход Анголы может подорвать сплоченность стран — членов ОПЕК, но если Ангола в итоге просто понизит статус своего участия, то это не будет означать полноценный выход и, по сути, объем добычи Анголы внутри этого инструмента регулирования рынка сохранится.
Сколько добывает и экспортирует Ангола
Ангола присоединилась к нефтяному картелю в январе 2007 года. Согласно «вторичным источникам» и декабрьским подсчетам ОПЕК, доля Анголы в добыче нефти в 2021 году составляла 4,26%, или 1,123 млн б/с, в 2022 году — 3,95% (1,14 млн б/с), в первом квартале 2023 года — 3,67% (1,058 млн б/с), во втором — 3,9% (1,104 млн б/с), в третьем — 4,11% (1,135 млн б/с). При этом добыча Анголы в конце 2000-х годов, по данным аналитиков Ceic Data, превышала 1,8 млн б/с, а в 2010-е годы — 1,4 млн б/с.
Согласно июньским данным американского Управления энергетической информацией, доходы Анголы от экспорта в номинале в 2021 году составили $28 млрд и выросли до $41 млрд в 2022 году. По прогнозу аналитиков, по итогам 2023 года они упадут до $31 млрд и сохранятся на том же уровне в 2024 году.
В октябре в ТАСС со ссылкой на представителя делегации Анголы сообщили, что объем подтвержденных на текущий момент запасов нефти составляет 8,2 млрд барр.
Какие страны уже выходили из ОПЕК и как выход Анголы повлияет на рынок
Ангола не будет первой страной, покинувшей организацию. В 1995 году из ОПЕК вышел Габон, а в июле 2016 года — вернулся. В ноябре 2016 года о решении покинуть организацию объявила Индонезия (первый выход состоялся в 2009 году) из-за того, что фактически перестала быть экспортером нефти на фоне падения добычи. В январе 2019 года из ОПЕК вышел Катар, чтобы сосредоточиться на добыче и экспорте газа.
В 1992 году из ОПЕК вышел Эквадор, который вступил в нее в 1973 году. Затем страна вновь вступила в организацию в 2007 году. В июле 2017 года министр нефти страны Карлос Перес заявил, что Эквадор не сможет выполнить свои обязательства по снижению добычи на 26 тыс. б/с, до 522 тыс. б/с, как это было согласовано ОПЕК в 2016 году. Он обосновал это тем, что стране необходимо наполнять бюджет, а «то, что делает или не делает Эквадор, не оказывает существенного влияния на добычу ОПЕК». В октябре 2019 года Минэнерго Эквадора объявило о выходе с января 2020 года, объяснив решение внутренними проблемами, которые страна должна решать для финансовой устойчивости.
Решение Анголы пока не окончательное, оно будет принято после рассмотрения на заседании министров, отметил Болотских. Поэтому все еще может измениться, так как добыча стран ОПЕК не достигала установленных квот в размере 627 тыс. б/с в ноябре. Ангола полноценно выходит из состава ОПЕК, потом, возможно, страна будет торговаться об условиях возвращения, полагает Митрахович.
Если бы эта новость была внезапной и имела бы совсем негативный окрас, это негативно сказалось бы на котировках, отметил Лютягин. Сейчас котировки не меняются так резко, как, например, на новость о том, что британская BP не будет проводить танкеры через Красное море.
По меркам нефтяного рынка доля Анголы в общей добыче нефти существенна, но надо понимать, что страна не перестала производить и поставлять ее, объяснил эксперт, но просто заявляет, что не будет участвовать в согласовательном мероприятии ОПЕК и брать на себя жесткие обязательства. Но сам объем на рынке остается. Вопрос — насколько быстро ангольские экспортеры готовы и хотят увеличить объем поставок нефти на рынок относительно своих текущих квот, но это еще вопрос — необходимы инвестиции, чтобы этот объем увеличить. Рост добычи может составить до 5%, но это не так существенно повлияет на мировые цены.
Соглашения, которые были достигнуты 30 ноября, не способны повысить и даже удержать от падения цены на нефть, полагает Митрахович. Выход Анголы и рост добычи в Венесуэле, которая не будет сдерживаться ограничениями, будут дополнительно способствовать падению цен на нефть. Правда, экстраординарные события, к примеру действия хуситов, могут способствовать некоторому повышению стоимости нефти, но если их не учитывать, то цены на нефть объективно снижаются, отметил Митрахович, значит, ОПЕК+ придется заново договариваться о дополнительном ограничении добычи среди основных экспортеров, или об уровне квот, или об уровне «одностороннего добровольного ограничения».