Индийский молочный гигант решил заработать на российском эмбарго
Индийский молочник
«Российский рынок молока огромен, из-за введения санкций он потерял существенные объемы, и это огромный шанс не только для Amul, но и для других индийских молочных компаний», – приводит слова управляющего директора индийской компании Рупиндера Содхи издание Hindu BusinessLine. По его словам, переговоры с «Фудлайн» находятся в «продвинутой стадии» и после получения всех необходимых сертификатов в проверяющих российских органах компания может начать поставки.
Председатель совета директоров «Фудлайн» Максим Иванов подтвердил РБК информацию, отметив, что стороны пока не договорились об объемах и ассортименте. «Нас интересует высококачественная продукция, мы пока изучаем ассортимент, – рассказал он. – Думаю, они могут гарантировать нам высокое качество, так как Amul импортирует свою продукцию в США, Австралию и другие страны, где к продуктам предъявляют высокие требования».
Amul производит широкий ассортимент продукции, импортируя главным образом готовую молочную продукцию с продолжительным сроком годности. Так, на американский рынок компания поставляет сливочное масло (срок хранения – 12 месяцев), плавленые сыры (9 месяцев), сыры «Моцарелла» и «Гауда» (от 6 до 9 месяцев), йогурты (6 месяцев) и т.д.
Amul по структуре бизнеса схож с финской Valio, которая также представляет собой компанию, принадлежащую нескольким сельхозкооперативам, объединившимся для выпуска продукции под единым брендом. В 17 индийских кооперативов, объединившихся под брендом Amul, входят более 3,2 млн фермеров. По данным самой компании, она перерабатывает 4,8 млрд л молока в год, а ее годовая выручка достигает $3 млрд (для сравнения, крупнейшим мировым производителем молочной продукции является швейцарская Nestle с более $28 млрд.).
«Фудлайн» (входит в группу «Галактика», одного из крупнейших производителей и импортеров молочных продуктов в стране) являлась эксклюзивным дистрибьютором Valio с 1994 года, также ввозила Ehrmann, Unilever, Nestle, Paulig, Upasana Singapore и др. Для Valio Россия была крупнейшим экспортным рынком – сюда отправлялось 49% всей экспортируемой продукции. По данным Valio, в 2013 году ее выручка в России составила 378 млн евро (примерно $491 млн).
По словам Иванова, из-за введения запрета импорта молочной продукции из Европы «Фудлайн» недополучил 1,5 млрд руб. (около $39 млн) выручки за минувший месяц. Он добавил, что Индия является не единственной страной, где «Фудлайн» ищет новых поставщиков.
По мнению основателя креативного агентства Kaufman Станислава Кауфмана, заменить привычный и пользующийся доверием потребителей финский бренд незнакомым индийскими марками будет непросто. «Потребителю в России сложно представить веселого индийского молочника или поверить в то, что индийцы могут превзойти финнов в части экологичности и чистоты производства», – говорит маркетолог.
Не только чай и фрукты
По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Индия является крупнейшим мировым производителем молока и молочных продуктов: в 2013 году страна выпустила более 140 млн т такой продукции (в пересчете на сырое молоко). Россия в списке крупнейших стран-производителей лишь на 6-м месте с 30 млн т (при среднегодовом объеме потребления 34 млн т).
Молочная продукция из Индии ранее почти не была представлена на российском рынке; основными поставщиками в Россию по итогам 2013 года, по данным Минсельхоза, являлись Белоруссия (47%), Финляндия (12%) и Германия (8%).
После введения санкций все, кто занимался импортом в Россию, сейчас пристально изучают не попавшие под запрет рынки на предмет замены – Индию, страны Латинской Америки, Сербию, рассказал РБК председатель правления ассоциации Союзмолоко Андрей Даниленко. Россия, по его словам, приближается к традиционному зимнему пику цен на молочные продукты и замену надо найти достаточно быстро.
На прошлой неделе в Россельхознадзоре прошла встреча главы надзорного ведомства Сергея Данкверта с председателем совета по развитию экспорта сельскохозяйственной продукции Индии Сантоша Кумаром Саранги. «Нами была достигнута договоренность, что в течение месяца будет проведена инспекция предприятий Индии, которые готовы поставлять свою мясную и молочную продукцию (...). Плюс понадобится еще месяц на согласование – вопрос в том, чтобы были единые сертификаты. То есть через два месяца поставки могут начаться», – заявила после встречи представитель пресс-службы Россельхознадзора Юлия Трофимова.
Сейчас в Россию из Индии ввозится главным образом продукция растениеводства – чай, кофе, фрукты. По данным Федеральной таможенной службы, общий импорт в страну из Индии в 2013 году составил $3,09 млрд, из них на сельхозпродукцию пришлось $533,2 млн, на рыбу – $40,3 млн.
Денис Пузырев