Доля нуждающихся в господдержке компаний выросла до 80%
В декабре 2021 года 80% российских компаний заявили, что им нужна поддержка со стороны государства — это на 30 процентных пунктов больше, чем полгода назад, следует из очередного опроса ЦСР «Бизнес-климат в России» (есть у РБК). Далеко не все компании смогли восстановиться в 2021 году, как ожидали, объясняют в ЦСР. Ранее о недостаточности текущих мер поддержки бизнеса заявлял федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он указывал, что региональные ограничения в форме обязательных QR-кодов в определенных сферах кратно сокращают выручку предприятий в общепите, индустрии досуга и спорта.
Чаще всего о необходимости господдержки говорят компании из отраслей легкой и пищевой промышленности, торговли и сферы услуг, тяжелой промышленности, отмечает ЦСР. Самыми привлекательными мерами поддержки остаются снижение налоговой нагрузки и отсрочки по налогам и страховым взносам (для 40% компаний), субсидирование тарифов и обязательных платежей, например в сфере ЖКХ (для 37% респондентов), отсрочка по оплате аренды (27% респондентов). В ходе опроса можно было давать несколько вариантов ответа.
В выборке ЦСР — 10 тыс. компаний различных секторов экономики из разных регионов (репрезентативность выборки обеспечена, говорят исследователи), две трети из них — предприятия малого и среднего бизнеса.
Хотя федеральные власти отложили и отправили на доработку один из двух резонансных законопроектов об обязательных QR-кодах — о сертификатах в поездах и на самолетах, отдельные регионы ужесточают антиковидные ограничения и, в частности, вводят требование иметь QR-код для посетителей ресторанов и кафе (Челябинская область), бассейнов и саун (Камчатка), для студентов вузов (Амурская область) и т.д. Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. «Введение режима допуска по QR-кодам приводит к снижению выручки до 80% (то есть снижение в пять раз. — РБК) в сфере общественного питания (при этом действуют и другие ограничения), в сфере фитнес-индустрии только упоминание об ограничениях (в том числе в форме QR-кодов) обрушивает продажи абонементов более чем на 80%», — писал Титов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину 17 ноября.
В ноябре индекс деловой активности малого бизнеса (индекс RSBI), рассчитываемый Промсвязьбанком, «Опорой России» и Magram Market Research, снизился с 53,2 до 50,3 пункта, вплотную приблизившись к водоразделу в 50 пунктов (значения ниже означают снижение деловой активности).
Осенью на фоне ухудшения ситуации с коронавирусом правительство приняло новые меры по поддержке малого и среднего бизнеса — в частности, расширило и продлило до конца 2021 года программу льготных кредитов под 3% годовых для предприятий из отраслей, наиболее пострадавших от пандемии, для выплаты минимальной зарплаты работникам (программа «ФОТ 3.0»). По данным Минэкономразвития, общая сумма антикризисной поддержки малого и среднего бизнеса в 2021 году оценивается более чем в 1 трлн руб., включая 478 млрд руб. сэкономленных страховых взносов за счет того, что в 2020 году власти на постоянной основе снизили страховые взносы с 30 до 15%, 440 млрд руб. — списанные льготные кредиты бизнесу по программе ФОТ 2.0 и т.д. (данные привел представитель министерства).
2022 год отличается значительным уровнем неопределенности: каждая пятая компания затруднилась в оценке собственной выручки, каждая четвертая — в оценке операционной прибыли, следует из опроса ЦСР. Почти 40% компаний назвали главным барьером для бизнеса невозможность осуществлять деятельность в полном объеме из-за антиковидных ограничений (на втором месте — повышение закупочных цен, которое отметили 29% опрошенных). При этом бизнес организационно адаптировался к новой реальности: так, у 44% компаний внедрен удаленный режим работы. Кроме того, по данным опроса ЦСР, 72% компаний практикуют обязательную вакцинацию сотрудников.
Отдельный блок вопросов в исследовании был посвящен проблеме конкуренции на российском рынке. В российской экономике усиливается тенденция олигополии, снижается конкуренция, считают в ЦСР. Со стороны продавцов 48% респондентов отметили, что в их секторе есть несколько компаний — лидеров с общей долей более половины рынка, 20% сказали, что на их рынке и вовсе есть одна компания — лидер с долей более половины (в начале 2021 года эти показатели составляли, соответственно, 35 и 5%). Со стороны покупателей почти 50% опрошенных признались, что на рынке есть несколько ключевых покупателей или один такой покупатель, на которых (которого) приходится более половины всех продаж (в начале 2021 года об этом говорили лишь 33% компаний).