Платные дороги в России: настоящее и будущее
Ввод в эксплуатацию платного участка скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург запланирован на 2014 год.
Напомним, на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о предоставлении гарантий концессионерам, участвующим в строительстве трех участков автомобильных дорог в РФ. Речь идет об обходе г.Одинцово в Подмосковье, трассе Москва - Санкт-Петербург, а также Западном скоростном диаметре в Северной столице. Согласно подписанным документам, частный инвестор, участвующий в проекте, должен вложить не менее 25% от стоимости проекта.
Найдутся ли желающие и каковы риски проекта? Газета "Труд" посвящает сегодня статью истории данного вопроса.
В прошлом году правительство приняло постановление о создании корпорации "Российские автомобильные дороги", по которому ведомство министра транспорта Игоря Левитина будет управлять платными дорогами. Оказалось, что теперь в разряд таких дорог чиновники могут переводить практически любую имеющуюся магистраль. Это решение, по мнению экспертов, поставило под вопрос перспективу развития отрасли в принципе.
В развитых странах доля платных дорог в протяженности общей сети составляет считанные проценты. Как правило, это скоростные дублеры уже имеющихся трасс, благодаря которым водитель может без пробок и светофоров добраться до нужного пункта. В России платить за дорогу придется, часто не имея альтернативной возможности проехать по бесплатной.
Причина в том, что дороги в стране, несмотря на резкое увеличение финансирования в 2005-2008гг., стали строить меньше. И дорожная сеть практически не развивается даже в европейской части России, где просто не существует дорог-дублеров. Если в 2000г. государство в лице Федерального дорожного агентства (Росавтодор) построило 6 тыс. километров трасс с твердым покрытием при инвестициях из федерального бюджета в 60 млрд рублей, то в 2005г. - только 1,5 тыс. километров. В 2008г. было введено в строй 2,4 тыс. километров новых дорог. При этом денег из бюджета на строительтство и ремонт дорог с каждым годом выделяется все больше.
В 2007г. на строительство и ремонт дорог государство выделило 173 млрд рублей, в 2008г. - более 208 млрд рублей, а в 2009г. - 247,7 млрд рублей. Но если верить Росстату, итог таких капиталовложений вообще незаметен. Согласно данным статистического ведомства, в 1995г. в стране было 750 тыс. километров дорог с твердым покрытием, ровно столько же Росстат обнаружил и в 2006г.
При этом общая длина дорог в России за это время даже сократилась с 940 до 933 тыс. километров. Лишь благодаря изменениям в классификации, которую срочно предприняли в Минтрансе, с 2007г. ситуация чуть улучшилась и появился прирост. Но в основном - на бумаге, ведь в разряд дорог общего пользования вписали проселки.
Строить стали меньше и существенно дороже. Однако увеличившиеся затраты на дорожное строительство и их порой неэффективное использование - только первая проблема Минтранса. Второй поблемой (вытекающей из первой) является хронический срыв важнейших проектов в дорожном строительстве. С 2005г. государство ежегодно выделяет миллиарды рублей на приведение федеральной трассы "Дон" в более или менее приемлемый вид - хотя бы с двумя полосами в каждую сторону.
В 2005-2007гг. на эти цели было потрачено порядка 17 млрд рублей. А на 2008-2010гг. государство выделило до 90 млр рублей. Смысл таких трат был в том, что реконструкция магистрали должна была закончиться как раз к началу зимних Олимпийских игр в Сочи. Во всяком случае, к 2010г. дорога от Москвы до Краснодара должна была быть реконструирована. В реальности это удалось сделать только до границы Тульской области.
Еще один пример - федеральная трасса "Амур" между Читой и Хабаровском. На бумаге эта трасса была принята в эксплуатацию еще в 2004г., однако до сих пор она не заасфальтирована и представляет собой дорогу с щебеночным покрытием. Фактически до сих пор в России между Владивостоком и Москвой отсутствует нормальная автомагистраль. Между тем только в 2005-2010гг. на доведение этой трассы до ума государство выделило более 40 млрд рублей.
С началом кризиса перед транспортниками замаячила реальная опасность обмеления государственных финансовых потоков. Выпавшие доходы транспортники нашли в карманах у частных лиц. Минтранс предложил построить за 180 млрд рублей скоростной дублер Ленинградского шоссе, а также Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (52 млрд рублей). Неудивительно, что найти частных инвесторов под такие проекты не удалось. Вообще же ни одной новой платной дороги (если не считать 20-километрового дублера трассы "Дон" в Ростовской области) Минтрансу построить за последние шесть лет не удалось. Однако в ноябре 2009г. правительство одобрило постановление о создании корпорации "Российские автомобильные дороги", которая займется управлением платными трассами. При этом в разряд таковых чиновники будут переводить уже имеющиеся автомагистрали без предоставления частникам альтернативы.
Как говорится в статье "Труда", мало того что это выглядит нарушением прав на свободу передвижения, это означает повторное взимание денег за услугу, которая уже оплачена, ведь все нынешние дороги построены на деньги налогоплательщиков. Впрочем, похоже, в Минтрансе так не считают. Уже в 2010г. платной станет реконструированная (на деньги налогоплательщиков, разумеется) магистраль Краснодар - Новороссийск. С легкового автомобиля будет браться плата в размере 1 руб. за 1 километр. То есть за поездку к морю и обратно жители кубанской столицы должны будут заплатить 300 рублей (водители грузовиков - 600 рублей). При этом избежать сборов сложно, поскольку бесплатных дублеров у трассы практически нет.
В Минтрансе даже не скрывают, что недавно созданная корпорация "Российские автомобильные дороги" пока почти не собирается строить новые дороги. Как заявил председатель правления корпорации Сергей Костин, в 2010-2015гг. его компания планирует построить аж 537 и реконструировать 934 километра автомобильных дорог! Это в разы меньше чем строилось десять лет назад, когда в 2000г. было введено в строй 6000 км дорог. Но при этом в ведение корпорации будет передано до 2,5 тыс. километров уже имеющихся дорог. Большая часть из них станет платными.
Что станет итогом работы Минтранса под руководством Игоря Левитина в деле строительства дорог - сказать сложно. Пока же отсталая дорожная сеть ежегодно наносит экономике страны ущерб в 1,5 трлн рублей ежегодно, и лишь каждая третья федеральная трасса соответствует нормативам. При этом количество ДТП в стране по вине плохих дорог устойчиво растет на 5-6% ежегодно. Впрочем, Минтранс пока занят более важным делом - сохранением объема финансовых потоков, отмечается в статье "Труда". А на развитие хозяйства деньги, видимо, ведомству придется собирать с налогоплательщиков через систему платных автодорог.