Власти прочно удерживают АВТОВАЗ на плаву
Накануне Министерство финансов, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли РФ одобрили стратегию развития АВТОВАЗа до 2020г. Поддержка этого документа являлась обязательным условием для перечисления средств, которые должны подтолкнуть убыточного российского автопроизводителя в светлое будущее.
Эксперты же на это самое будущее смотрят пока с определенной долей скептицизма, хотя и признают реальность некоторых планов автогиганта.
Миллиарды "Ростехнологий"
Очередные миллиарды госсредств пойдут на погашение и реструктуризацию долгов перед ключевыми банками - общий долг АВТОВАЗа к концу 2009г. составлял 80 млрд руб. Разобравшись с насущными долгами, автогигант сможет перейти к реализации той стратегии, которую он представил правительству.
Планы АВТОВАЗа поражают громадьем: инвестиционная программа до 2020г. составит 110 млрд руб., и к этому моменту АВТОВАЗ должен производить 1,25 млн автомобилей, большей частью - под брендом Lada. Едва ли осуществить задуманное без дальнейшей господдержки - тольяттинский автозавод не первый год несет многомиллиардные убытки, а объем продаж по итогам 2009г. составил лишь 350 тыс. автомобилей. На этом фоне более чем обоснованными выглядят комментарии замминистра экономического развития Андрея Клепача о том, что снижать государственную поддержку автопрома не планируется.
Консультант департамента due diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский напоминает, что запланированный транш в 28 млрд руб. - это уже не первая госдотация, которую получит АВТОВАЗ. Действительно, только в прошлом году тольяттинскому автогиганту через "Ростехнологии" предоставили 37 млрд руб. Пока эти средства компании лишь помогали держаться на плаву, кардинальных изменений на предприятии не произошло.
Вряд ли что-то изменится и в результате нового транша, считает А.Чернявский. По его мнению, компании необходимы кардинальные изменения в стратегии развития, в управлении, в технологическом плане. Однако в ближайшем будущем таких изменений, скорее всего, не будет, полагает он.
Впрочем, с учетом социальной значимости АВТОВАЗа предприятие, скорее всего, продолжит получать господдержку и в дальнейшем, если того потребуют обстоятельства, заключил эксперт.
Утилизировать и нарастить
Одной из возможностей повысить продажи АВТОВАЗа стала программа утилизации автомобилей, стартовавшая 8 марта с.г. и несколько оживившая умирающий спрос на продукцию завода. Ее суть заключается в предоставлении скидки в размере до 50 тыс. рублей за утилизацию автомобиля старше 10 лет, причем скидки дадут только на автомобили российского производства или сборки.
За 10 дней действия программы дилеры АВТОВАЗа заключили 2 тыс. 74 договора купли-продажи. Дилерам поступило без малого 50 тыс. заявок на покупку автомобилей Lada.
За январь-февраль 2010г. объем продаж автомобилей марки Lada сократился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. - до 37 тыс. 455 единиц, сообщала ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Несмотря на это, АВТОВАЗ недавно заявил, что в апреле 2010г. выпустит 40,3 тыс. автомобилей, что равнозначно объемам за январь-февраль 2010г. - 40 тыс. 185 автомобилей (данные АСМ-Холдинга).
Впрочем, дилеры считают, что апрельские планы автоконцерна реальны: спрос на автомобили в связи с запуском программы утилизации значительно возрос.
Дилеры констатируют рост продаж
Сеть автосалонов "Питер-Лада" (Санкт-Петербург и Ленинградская область) за две недели с начала действия программы собрала 2 тыс. заявок на автомобили ВАЗ. Из них уже заключено договоров на продажу на 150 автомобилей, сообщил представитель сети. В основном покупатели берут "классику" - около 40%, на Samara приходится 20% и по 10% на Niva, Priora и Kalina.
“Питер-Лада" ожидал меньшего наплыва покупателей, признает представитель компании. За счет программы утилизации питерский дилер рассчитывает увеличить продажи автомобилей ВАЗ в 2010г. на 15-20% по сравнению с 2009г.
Рост спроса на автомобили АВТОВАЗа констатирует и московская сеть автосалонов "Автомир": за счет запуска программы утилизации продажи ВАЗов увеличился на 20-25% по сравнению с тем временем, когда программы еще не было, отмечает представитель сети "Автомир". Всего с начала действия программы "Автомир" продал 38 автомобилей ВАЗ (в основном это "классика"), а собрал 430 заявок.
Рост продаж может облегчить финансовое положение автогиганта - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что накопление долгов завода может прекратиться, если будут увеличиваться продажи автомобилей и часть получаемых доходов завод будет направлять на погашение долгов.
Но А.Чернявский из "2К Аудит – Деловые консультации" считает, что эффект для АВТОВАЗа от этой программы вряд ли будет значительным. Экономика в этом году постепенно будет выходить из кризиса, что приведет к росту во всех отраслях, говорит эксперт. По автопрому средний рост на конец года ожидается в пределах 8-10%, и АВТОВАЗ сможет рассчитывать примерно на такие же показатели. Д.Баранов из "Финам Менеджмент" называет несколько больший рост - на 10-15%.
Так или иначе, но чтобы выйти на хотя бы на безубыточность, АВТОВАЗу нужно продать в этом году 450 тыс. автомобилей - а значит, нужен рост продаж почти на 30% по сравнению с годом предыдущим.