В Думу внесен закон об уголовной ответственности юридических лиц
Законопроект внес зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков. «В российском уголовном праве считается, что ответственности должны подлежать только физические лица как субъекты, способные осознанно совершать волевые поступки и нести за них уголовное наказание, а юридические лица не могут совершать деяния виновно. Но международный опыт свидетельствует о том, что юридические лица способны выступать в роли самостоятельного субъекта преступления, осуществляющего волевые действия посредством своих органов управления, а соответственно, и подлежать уголовной ответственности», - пояснил он РБК необходимость изменений.
Институт уголовной ответственности юрлиц, по словам депутата, существует и эффективно функционирует во всех странах англо-американского права, в странах континентального права — государствах Евросоюза, а также в Китае и в ряде стран Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия). В последние годы этот институт активно вводится и на постсоветском пространстве — в Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, на Украине.
Необходим этот институт и в России, считает депутат: закон позволит преследовать за рубежом организации, финансирующие терроризм и дестабилизацию политической обстановки в России, этот институт обеспечит возврат из-за рубежа капиталов, нажитых преступным путем.
Уголовная ответственность юрлиц, согласно законопроекту, будет наступать почти по четырем десяткам статей УК: от торговли людьми и организации незаконного вооруженного формирования до незаконного экспорта сырья и коммерческого подкупа. В УК появится новая глава 14.1 «Уголовная ответственность и наказание юридических лиц». К ответственности можно будет привлечь не только российские, но и иностранные компании и международные организации. Исключительная мера наказания — запрет на осуществление деятельности на территории России, принудительная ликвидация и обращение имущества компании в доход государства (после удовлетворения требований кредиторов) — предусмотрена за особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности и мира.
За менее опасные деяния проектом закона предусмотрены два вида штрафов — в виде единовременной выплаты в размере от 200 тыс. до 30 млн руб. (фиксированный штраф) или в виде кратного штрафа. При назначении штрафа будет учитываться имущественное положение компании. Такие виды наказаний, как лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также лишение права заниматься определенным видом деятельности могут назначаться исключительно по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении которой было совершено преступление.
Следственный комитет предложил идею уголовной ответственности компаний в 2011 году. Тогда основной целью следователей был удар по фирмам-однодневкам. В декабре 2013 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил курс на деофшоризацию, после этого СКР начал продвигать свой законопроект как одну из мер по деофшоризации экономики.
По словам Ремезкова, законопроект подготовлен во взаимодействии со Следственным комитетом, поддержан Росфинмониторингом и ЦБ. Предварительно на отзыв в правительство он не направлялся, но "обсуждался на различных общественных площадках", сказал депутат, добавив, что об идее высказывались научные светила, в основном звучали слова поддержки.
"Большинство в юридическом сообществе относится к этой идее негативно и с большим подозрением", - скептичен партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. «Это ухудшит деловой климат в стране, — опасается вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров. — Если компания подпадет под уголовное давление, ее работа будет парализована. Максимальная санкция в виде ликвидации компании вряд ли это целесообразна, ведь решения принимают физические лица. К тому же и так есть штрафы для юридических лиц».