Тандем «РУСИА Петролеум» и ЮКОСа помешает планам Транснефти и Газпрома
В свою очередь, НК «ЮКОС» имеет намерение осуществлять экспорт российской нефти с месторождений в Восточной Сибири в объеме 30 млн т нефти в год. С этой инициативой компания выступила еще в 2000 году, заявив в качестве экспортного - маршрут Агарск-Дацин. Через некоторое время с намерением строительства экспортного нефтепровода в Китай выступила также государственная компания «Транснефть». При этом вариант госкомпании предполагает значительно более широкое использование данного экспортного направления, позволяющее осуществлять поставки отечественной нефти помимо Китая еще в Японию и Корею. В соответствии с проектом «Транснефти», маршрут нефтепровода должен пройти от г.Ангарска до порта Находка в Приморском крае. Однако совместная реализация этих проектов невозможна, поскольку в данном случае они столкнутся с проблемой нехватки нефти для заполнения обоих нефтепроводов.
Окончательное решение о том, по какому маршруту должен будет пройти нефтепровод из России в Китай, должна принять специальная комиссия правительства РФ осенью 2003г. При этом, как стало известно в марте текущего года, правительство склоняется к варианту строительства нефтепровода по маршруту предложенному ЮКОСом, с последующим его продлением до Находки. Как заявил РБК один из аналитиков нефтяного рынка, пожелавший остаться неназванными, «возможный альянс НК «ЮКОС» и ОАО «РУСИА Петролеум» в части строительства «китайской трубы», безусловно, значительно поспособствует принятию положительного правительственного решения по проекту Ангарск-Дацин», хотя это существенно сузит экспортные возможности России. Кроме того, аналитик высказал мнение, что интересы ЮКОСа в китайском проекте «могут быть на руку» западному бизнес-сообществу и возможный альянс с «РУСИА Петролеум» косвенно подтверждает эту мысль (компания принадлежит новой компании ВР-ТНК). По мнению источника, Запад активно заинтересован в нашем долгосрочном сотрудничестве с Китаем, поскольку это позволит усилить позиции американских и английских транснациональных корпораций на мировом рынке углеводородов, за счет снижения экспортных потоков российской нефти на традиционные площадки в Западную Европу.
В свою очередь, аналитик «Альфа-банка» Константин Резников в интервью РБК высказал мнение, что безусловно интеграция усилий по строительству трубопроводов будет выгодна и для ЮКОСа и для «РУСИА Петролеум», однако не ясно, согласится ли на это Газпром. Поскольку в настоящее время в газовом холдинге пока не уверены в экономической целесообразности поставок Ковыктинского газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В предложениях Газпрома по освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока газ с Ковыктинского месторождения предполагалось реализовывать внутри страны. Кроме того, в Газпроме также считают, что поскольку Ковыктинское месторождение близко расположено к целевым рынкам сбыта (Китай и Дальний Восток), ставится под вопрос выгодность разработки Чаяндинского газового месторождения, расположенного в Якутии. В таком случае государству будет сложно найти потенциального покупателя лицензии на его разработку. Таким образом, по мнению газового монополиста, экономически целесообразнее для России сначала разработать Чаяндинское месторождение и поставлять с него газ на экспорт в страны АТР, а уж затем приступить к разработке Ковыкты. Следовательно, видимая привлекательность интеграции «РУСИА Петролеум» и ЮКОСа в части строительства экспортных трубопроводов в Китай может оказаться вдвойне экономически нецелесообразной для государства.
Акционерами ОАО «РУСИА Петролеум» являются ВР-ТНК (62%), холдинг «Интеррос» (25,71%) и Фонд имущества Иркутской области (11,66%). Государственная комиссия по запасам уже утвердила показатели по Ковыктинскому месторождению в объеме 1,9 млрд куб. м газа и 124 млн т газового конденсата. При этом «РУСИА Петролеум» планирует реализовывать на территории России всего 4 млрд куб. м газа в год, а остальное направлять на экспорт.