Виталий Савельев - РБК: "У лоукостера должен быть отдельный аэропорт"
Почему "Аэрофлот" решил создать новую "дочку" в лоукост-сегменте?
"Аэрофлот" занимал премиальный сегмент, в группу входят Orenair, крупный перевозчик "Россия", "Аврора", "Донавиа". Нам не хватало перевозчика, который бы занял последнюю нишу - лоукостера. И сейчас "Добролет" замыкает цепочку в группе. Кто-то хочет остаться в премиальном сегменте, им важен сервис, дорогие комфортные машины, кто-то готов поступиться сервисом, лишь бы лететь дешево.
Что поможет лоукостеру выжить на рынке?
Несмотря на прогнозы скептиков, мы не стали ждать, пока примут все (необходимые для реализации модели лоукостера. - Примеч. РБК) законы, и только потом создавать компанию. Мы не ошиблись, два основополагающих закона приняты. Это закон об иностранных пилотах, потому что у нас дефицит пилотов во всех компаниях страны, закон о невозвратных тарифах, потому что авиакомпании в год теряли миллиарды из-за того, что безответственные пассажиры "сбрасывали" билеты. Лоукостер не работает без такого тарифа. Мы не будем все билеты делать невозвратными, но этот тариф позволит сократить стоимость билетов в экономклассе в среднем на 15%.
Когда и куда отправится первый самолет?
Полеты начнутся в июне, 26 мая "Добролет" начнет продавать билеты на своем сайте. Первые рейсы мы решили сделать в Крым.
Причина очень простая: "Аэрофлот" сейчас летает в Крым пять раз в сутки, семь дней в неделю, но у нас все билеты в экономклассе выкуплены до июля включительно. Поэтому мы считаем, что на таком рынке "Добролет" будет очень востребован. Цена на его билеты будет меньше, чем 7500 руб., которые установил "Аэрофлот".
Мы рассматриваем варианты полетов в Санкт-Петербург, Сочи, Калининград. Одно из этих направлений, может быть - несколько, будет в поле зрения "Добролета". Мы рассматриваем города, которые находятся на расстоянии 2000-2500 тыс. км, потому что условия у лоукостера не совсем комфортные, больше двух с половиной часов будет пассажиру не комфортно лететь.
Есть ли у вас уже какие-то планы относительно международных рейсов?
Так как мы создали компанию с нуля, мы, по закону, будем два года летать только по России. Мы попробуем этот продукт, необычный, то, как он будет принят нашим населением уже в новых условиях. Два года - это очень большой срок, должны произойти существенные изменения на рынке. Мы будем летать за рубеж, но пока у нас в России необъятный рынок.
Расскажите, пожалуйста, про авиапарк "Добролета". Нам известно, что вы уже получили первые два самолета.
Парк "Добролета" - это Boeing 737. В нем не будет бизнес-класса. Согласно решениям правительства, мы теперь можем беспошлинно ввезти машину в 189 кресел. Два Boeing у нас в парке уже есть, одна машина Sukhoi SuperJet 100 в резерве. Каждый год мы будем получать по восемь машин (в течение пяти лет), и через пять лет в парке "Добролета" будет 40 машин, этого вполне достаточно, чтобы компания была рентабельной и осуществляла свои перевозки.
Какой аэропорт базирования будет у "Добролета"?
Мы будем стартовать из Шереметьево, другого варианта нет. У нас были варианты Внуково, Домодедово. Это не лучший вариант для лоукостера, но мы решили взлетать - мы взлетим при любой погоде. Мы надеемся на перспективу развития аэропортов для лоукостеров, в частности Раменское. И если это будет решено, спустя три года мы перебазируемся в этот аэропорт.
У лоукостера должен быть отдельный аэропорт, это дает существенное снижение цены. Но такой возможности в России нет, в частности в Московском регионе. Мы хотим, чтобы первые рейсы "Добролет" делал из Московского региона, поскольку у лоукостера все в основном пойдет через интернет: заказы, продажа. Москва - это регион, который обеспечен возможностью широкополосного доступа в интернет.
Когда произойдет переезд "Добролета" в Раменское и как будут осуществлять инвестиции?
Мы не имеем права (по закону. - Примеч. РБК) инвестировать в аэропорт. Раменское интересен нам тем, что его можно сделать аэропортом для всех низкобюджетных перевозчиков, не только для "Добролета". Если аэропорт специально будет сделан под лоукостер, цена билетов может снизиться.
Но там нужна железная дорога, там не хватает отрезка пути в 10-15 км, там нужны некоторые работы в терминалах. Мы надеемся, два-три года - и этот аэропорт может быть реально достроен. Будем способствовать этому, будем ждать этого: это существенный факт, который резко улучшит экономические показатели "Добролета" и снизит цены для пассажиров.
А какие планы у всей группы "Аэрофлот"» на ближайшее время?
Мы несколько лет назад утвердили стратегию, по которой мы должны стать глобальным перевозчиком и к 2025г. перевозить до 70 млн пассажиров, в том числе большое количество в России. Пока мы идем с опережением этого плана.
Экономически мы чувствуем себя комфортно. К счастью, наши дочерние компании тоже начали эффективно работать. Мы с нашими "дочками" закончили 2013г. практически по нулям - в плюсе. Если раньше они работали в убыток, то сейчас выстроена сеть маршрутов, где убрали внутреннюю конкуренцию, и группа начала работать как единый слаженный механизм.
Справка: в 2013г. "Аэрофлот" перевез более 20 млн пассажиров, а в целом группа компаний "Аэрофлот" - более 31 млн пассажиров. В парке авиакомпании на сегодняшний день - 149 самолетов, средний возраст которых составляет пять лет.