Минэкономики оценило долю российского экспорта, затронутого санкциями
Половина внешней торговли России приходится на недружественные государстваНа долю стран, вводивших санкции против России, приходится половина внешнего торгового оборота страны, заявил министр экономического развития Максим Решетников в письме к главе партии КПРФ Геннадию Зюганову. Документ, датированный 5 мая 2022 года, есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил федеральный чиновник.
В частности, торговля со странами «большой семерки» (G7) составляет 25% от общего объема внешней торговли России: 22% совокупного экспорта и 28% импорта. Вводимые странами-санкционерами торговые ограничения касаются не всего экспорта, а только его части, соответственно, другая часть по-прежнему регулируется международными правилами торговли, говорится в письме.
«Непосредственно запреты и иные количественные ограничения затрагивают порядка 20% российского экспорта. Основная проблема с осуществлением поставок лежит в плоскости ограничений на перевозки и платежи», — указывает министр в письме (в пресс-службе Минэкономразвития подтвердили РБК эту оценку). В 2021 году весь товарный экспорт России составил $493 млрд.
Евросоюз запретил ввозить из России железо и сталь, уголь (с середины августа 2022 года), цемент, резину, древесину, морепродукты, алкоголь, США — нефть и нефтепродукты, СПГ, морепродукты, алмазы. Другие западные страны также ввели ограничения на импорт товаров из России, например, Великобритания — на импорт продуктов из древесины, икры, алмазов, резины (в том числе через тарифные барьеры). Страны G7 также ввели ограничения на экспорт своих товаров в Россию, например предметов роскоши.
Помимо прямых торговых ограничений (например, запрета на поставки российской нефти в США) на российский экспорт влияют блокирующие санкции против ряда лиц (например, из-за санкций против Алексея Мордашова «Северсталь» прекратила поставки в ЕС) и ограничения на перевозки (например, Евросоюз запретил российским судам заходить в свои порты, а российским грузовикам — перемещаться по территории блока).
Вторая половина российской внешней торговли приходится на страны, занимающие нейтральную или дружественную позицию, говорится в письме Решетникова. В 2021 году товарооборот России с государствами, которые не поддержали санкции, составил $356 млрд: $214 млрд пришлось на экспорт из России в эти страны и $142 млрд — на импорт из них.
Доля дружественных стран в российском товарообороте будет расти по мере переориентации товарных потоков с рынков стран-санкционеров, ожидают в Минэкономразвития.
Несмотря на санкции, в марте 2022 года поставки из России в 27 стран ЕС увеличились на 75%, до €16,2 млрд (по сравнению с €9,2 млрд в марте 2021 года), писал РБК. Однако это связано прежде всего с фактором роста цен на российские энергоносители по сравнению с прошлогодними уровнями. Страны Европы уже несколько недель обсуждают ограничения на импорт российской нефти, но пока не пришли к консенсусу. Вместе с тем импорт в Россию из ряда стран дальнего зарубежья в марте или апреле снизился более чем вдвое в годовом выражении, следует из статистики стран — торговых партнеров России.
Что касается оценки доли импорта в Россию, затронутого санкциями, в министерстве уточнили, что оценить этот объем проблематично, поскольку значительная часть мер сконцентрирована на высокотехнологичных товарах (двойного назначения) — эти меры затрагивают точечные поставки, а не поставки по обычным категориям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. «Остальные меры мы оцениваем как затрагивающие российский импорт в объеме 10%, но и эту цифру вряд ли можно назвать точной ввиду установленных зачастую ценовых порогов на поставки отдельного вида дорогостоящих товаров в России», — добавили в Минэкономразвития. Общий импорт в Россию в 2021 году составил $296 млрд.